Коляда

Интересно знать, что обычно с 24 декабря русские язычники славили Коляду, о котором уже мы ранее говорили. По словам нашего знаменитого историка Н. М. Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира. Коляда — шестой бог, бог празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. По созвучию происхождение этого названия связывали с римскими календами, но эти праздники отмечали каждый месяц. Иногда наш Рождественский праздник связывают с праздником Януса. Это предположение, скорее всего, связано с римским влиянием на славянские народы, причем каждый народ, усваивая и принимая чужие понятия и верования, всегда искал в них внешнее или внутреннее сходство со своими собственными понятиями и верованиями.

Обычаи говорят нам, что Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья.

В Малороссии Колядою обычно называется ритуальные хождение с вертепом и звездой, сделанной из бумаги, и пенье. Даже в Москве и в Петербурге существовал обычай ритуального славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком. После каждого славления с пением молитвы в доме говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем», и прочее; иногда — что-нибудь более шутливое. В наше время в крупных городах этот обычай исчезает, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось грехом для домовладельца.

Интересно знать так же, что в Великороссии Святки, кроме ритуального славления по домам, сопровождаются наряживанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также гаданиями. Переодевание в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам.

Интересно, что маски известны с глубокой древности, когда на праздниках Бахуса их надевали, чтобы избавить себя от колдовства. Между греками и латинами в средние века бытовало мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле, в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и огненном виде, терзая и мучая встречных. Один древний писатель объясняет силу масок тем, что они своим стройным и нелепым видом скрывают очарование тех лиц, которые их носят. В русской истории есть свидетельство, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины.

В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые обычно со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставлялись зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками.

Интересно знать, что в Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются Кудесами, как в летописях чародеи и колдуны — кудесниками и кобниками, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы.

В Торопце Псковской губернии Святки называются Субботниками. Тогда незамужние дочери обывателей этого городка обычно собирались у бедных вдов, которые делали к этому нужные приготовления: для посетительниц изготавливали скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивали  большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставели скамейки для мужчин. Богатые и бедные девушки старались обязательно побывать на таких вечеринках, или субботках. Собираясь в дом вдовы, одевались как можно лучше. Когда все девушки из числа приглашенных собрались, тогда ворота отворялись и начиналось прибытие холостых молодых людей. Приход каждого молодого гостя девушки обычно встречают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен заплатить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Женатые и замужние сюда не допускаются.

Обычаи почитал и царь Петр I, он любил святочные игрища, в которых сам принимал участие. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями.

Обычаи и ритуалы разных стран: Значение слова «Коляда» у разных народов различно — у индийцев (коледа) почитается за божество, a (колодовати) означает хождение детей по домам с песнями и плясками.

У чехов, болгар и сербов Koluda, значит — святочная песнь, (ходить по коледу) — значит поздравлять с Новым годом и за это получать подарки от каждого, кто, что может дать. «Коляда» у словаков означает благословение домов.

Боснийцы, кроаты и другие славянские народы под Колядою разумеют подарок на Новый год. Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пеленки и другие принадлежности с места рождения Иисуса Христа, что называлось Колендами.

Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коляду от греч (кишки) — колбасы, кольцо которое выпрашивали себе колядовщики в Малороссии. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *