Всемилостивый Спас

Обычно в августе народ православный празднует три праздника, посвященные Всемилостивому Спасу: 14 (1) августа, 19 (6) августа и 29 (16) августа. Обычно в августе народ православный празднует три праздника, посвященные Всемилостивому Спасу: 14 (1) августа — Спас на Воде или его еще называют Медовым Спасом, 19 (6) августа — Спас на Горе или его еще называют Яблочным Спасом, или Преображение Господне, и 29 (16) августа — Спас на Полотне, Спас на Холсте, Хлебный Спас, Ореховый Спас, Третий калинник, Зори — зарницы, а православная церковь отмечает День перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа.

Первый Спас обычно называется еще Медовым, так как с этого дня, по народной примете, пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Это праздник греческого происхождения и объясняется в древнейшем греческом часослове так: вследствие усилившихся в Константинополе от летней жары в августе месяце болезней, здесь издревле установился обычай проводить следующий ритуал: 1-го числа выносить частицу Креста Господня на улицы для освящения города и отвращения болезней и затем этот ритуал проводили ежедневно до кануна Успеньева дня. Ритуал проводили следующим образом: ходили крестным ходом по всему городу, совершали молебны о здравии населения и предлагали народу святой крест для поклонения.

На Руси же обычно Первый Спас отмечется по следующему поводу: 1 августа (по новому стилю — 14 августа) 1164 года суздальский князь Андрей Боголюбский одержал победу над камскими болгарами. В память этой Божией милости и был установлен праздник 1 августа повелением митрополита всея Руси Константина и епископа Ростовского Нестора.

И конечно же обычно на Первый Спас также проводят ритуал освещения колодцев, отчего он и называется Спас на Воде, так же проводят ритуал купания в реке лошадей, защипывают (начинают собирать) горох, готовят гумна под будущую молотьбу хлеба, запахивают первую борозду под озимь. Росы с этого дня считаются » хорошими, целебными, а по погоде судят о дне 29 (15) августа.

В это же время на Руси отмечали праздник Сила и Силуана (Сила (лат.) — «молчаливый». Силуан (лат.) — «лесной», «дикий»). Если на Силу и Силуана посеять озимую рожь, она уродится особенно сильно, то есть хорошо. На Силу-святителя и бессильный богатырем живет от сытной пищи, с нового хлеба. «На Силу и Силуана одной рукой жни, другой сей,» — говаривали наши деды, имея ввиду, что не только собрать урожай важно вовремя, но и посеять озимые нужно не опоздать.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *