Дмитриевская суббота

Обычно Дмитриевская суббота выпадает каждый год на разные числа поскольку отмечается в субботу, предшествующую дню тезоименитства победителя татар великого князя московского Дмитрия Ивановича, прозванного Донским. Памятником доблестным подвигам русского воинства служит построенная в 1393 году в Москве дочерью Дмитрия Донского Евдокией церковь, названная «На сенях».

Этот день проводили обычно торжественно: ходили на могилы, служили здесь панихиды, устраивали богатые угощения – тризны. Чем щедрее приношения для священников, отправляющих панихиды, и обильнее угощение, тем вернее доставляется загробной душе на том свете покой и отрада.

Смотрели обычно и на погоду если в Дмитриеву неделю случатся оттепели — отдохнут на дедовой неделе родители, то и всей зиме быть с мокрыми теплинками.

Этот день установлен в честь Дмитрия Донского и воинов, участвовавших в битве на Куликовом поле. В народе обычно отмечают не только этот день, но и всю неделю, на которую он приходится, называя ее Дмитриевской. Суббота, предшествующая Дмитриевской неделе, называется родительской и посвящена памяти предков.

Полезно знать что всему этому предшествовало, вот что донесла до нас наша история. «В ночь на 7-е сентября 1380 года русское войско, выступившее в поход против татар, стало переправляться через Дон. Утром на другой день, 8-го сентября, был густой туман, и когда в третьем часу (после восхода) просветлело, то русские полки строились уже за Доном при устье реки Непрядвы.

Часу в двенадцатом начали показываться татары, спускавшиеся с холма на широкое поле Куликово. Русские последовали их примеру, а сторожевые полки начали битву, какой еще не бывало на Руси: говорят, что кровь лилась, как вода, на пространстве десяти верст, лошади не могли ступать по трупам, ратники гибли под конскими копытами, задыхались от тесноты.

Пешая рать уже полегла костьми, как скошенное сено, и татары стали было одолевать. Но в эту критическую минуту избавителем русских явился ожидавший со свежими войсками в засаде удобного момента князь Владимир Андреевич и воевода Волынский Боброк. Со словами военачальников: «Теперь и наш час приспел, дерзайтете, братия и други!» — русская дружина, как соколы на журавлиное стадо, ударила с такою силою со всех сторон на татар, что те не выдержали и вместе с Мамаем и мурзами обратились в бегство…».

«И была на Руси, — говорит летописец, — радость великая, но и печаль большая по убитым от Мамая на Дону». Великий князь Дмитрий Иванович, получивший прозвание Донского, вступив торжественно в Москву, первым долгом поспешил в Троицкий монастырь, где отслужил панихиду по всем избиенным, а затем в знак признательности к добрым сподвижникам установил праздновать вечно их память в Дмитриевскую субботу, доколе существует Россия.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *