Строим дом

Обычно в старину, прежде чем строить дом, долго и тщательно выбирали места. Для этого прибегали к ритуалам. Например, чтобы определить качество грунта проводили специальный ритуал: на то место, где собирались ставить дом, клали дубовую кору в нескольких местах, а то и сплошь. На четвертый день кору поднимали и смотрели, что под ней. Если находили паука или муравья, то считали это место лихим, если червей, то дом можно строить.

Проводили ритуал и на трех хлебах. Если все они, брошенные из-за пазухи, лягут на землю вверх коркой, то место хорошее, если вниз — надо искать другое.

Начиная строить дом, соблюдали языческий ритуальный обычай — приносили жертву. Под фундаментом оставляли лошадиный череп, затем резали петуха, который почитался не только как один из символов плодородия, но и как сила, отпугивающая злых духов. Обычно остриженные волосы или ногти считались достаточной жертвой домовому, которого переносили с собою, если переходили из старого дома в новый.

Когда дом выстроен, назначалось новоселье, или, как его еще называли, входины. Без участия священника переход в новый дом обычно был невозможен.

Обычно освящение жилища проводилось торжественно, полным чином. После освящения дома в него приглашались родные и знакомые. И поныне сохранился древний обычай первым впускать в жилище кота.

При этом старались не входить до тех пор, пока кот не выберет место и не ляжет. Это место примечали и ставили там кровать, а впоследствии — колыбель. Может быть, потому и остался в колыбельных песнях образ кота, связанный со здоровьем ребенка.

Обычно все приглашенные обязательно приходили с хлебом и солью, как символами благополучия и обилия. Те, кто верил в колдовство, приносили с собой черного петуха. Пол в новой избе устилали душистой травой, а на праздничном столе обязательно должно было быть много хлеба.

Защищая дом от нечистой силы, обычно над окнами и над дверью подвешивали пучки трав (например, зверобоя, который, по поверью, отнимает злую силу у недоброжелателей).

По нашим сложившимся обычаям приведем высказывания Великих мыслителей: «Сказать, что лучшее лекарство от болезней демократии — больше демократии, все равно что сказать: лучшее лекарство от преступности — больше преступлений», — Жозеф де Местр.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *