Длилась Масленица неделю

Обычно длилась Масленица неделю. Интересно, что при этом каждый ее день имел для наших предков свое особое, традиционное название, каждый что-нибудь да обозначал, каждый нес особые обряды, ритуалы и обычаи. Объединяло же все эти дни одно: можно было «есть до икоты, петь до перхоты, кричать до надсаду, а плясать до упаду». При этом, условно, Масленица обычно была разделена на два периода: «Узкая Масленица» и «Широкая  Масленица». Обычно до среды включительно длился период «Узкой» — гуляли и веселились не все, а лишь дети, подростки да молодожены. С четверга же Масленица открывалась во всю ширь — с этого дня до Прощеного воскресенья в масленичных гуляниях принимали участие все слои общества.

Интересно знать, что обычно с понедельника начинали встречать и весну, и Масленицу. Поэтому день так и называли: «Встреча Масленицы». Еще одно название — «Гостевой понедельник». Обычно дела в этот день находились у всех. Холостая молодежь была занята изготовлением из соломы или из старого тряпья чучела Масленицы. На готовое чучело надевали старую женскую одежду, после чего насаживали его на шест, который устанавливали в санях и с веселыми песнями возили по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

Обычно женатые да пожилые люди были заняты ритуалами, направленными на поддержание родственных отношений. Например, с утра пораньше свекровь учила юную невестку выпекать блины, а затем отпускала ее в родительский дом, чтобы та помогла подготовиться ко встрече со свекром и свекровью, которые обязательно приходили к ним в гости под вечер.

Понедельник обычно называли «детской Масленицей»: дети ходили по домам, пели праздничные песни (своеобразные масленичные колядки): «Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трын-ца, подайте блинца!». И получали угощение — горячие да масляные блины. И, конечно же, в этот день малыши катались с гор с озорными песенками: «Масленица,  Масленица! Мы тобою хвалимся, На  горах  катаемся, Блинами объедаемся!».

Вторник — «Заигрыш».  Обычно с  этого  дня  начинались развлечения: в балаганах давали кукольные представления о приключениях Петрушки и масленичного Деда, устраивались веселые катания на конях (в сани набивалось до 20 человек) и с гор на салазках, обустраивались качели и карусели, штурмовали снежные городки (по народным поверьям, последний приют зимы), веселились ряженые.

Интересны, к слову, снежные крепости. Обычно ставили крепость на льду реки, да посередине еще и прорубь прорубали. Затем участники игрища делились на две  группы: защитники и осаждающие. Осаждающие атаковали крепость на конях, а защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, стараясь испугать лошадь. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало еще одно испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.

Был  еще  обычай,  который  распространялся  на  неженатых  да  незамужних.  С  утра  в  их  домах  заводились  блины  и  рассылались  во  все  стороны  зазывалы — «позыватки»:  «Блины  в  печи  румяны  и  горячи,  горки  круты  и  скользки — пожалуйте  в  гости!»

Среда — «Лакомка». Обычно в этот день обязательно пекли блины. Даже самые бедствующие люди, которые не могли лакомиться блинами всю масленичную неделю в среду-«лакомку» заводили блинное тесто. А в богатых домах накрывали обильный стол. Все в этот день считали необходимым наесться блинами «на весь Великий пост», а значит, съесть их столько, «сколько раз собака хвостом махнет».

Интересно, что обычно во многих русских губерниях этот день назывался «Тещины  блины», так как именно в этот день зять к теще на блины приходил. Да и не он один, а собиралась вся тещина родня. В местностях, где придерживались этого обычая, молодожены задерживались в гостях еще несколько дней. Кстати, это было их первое после свадьбы посещение родной деревни жены (в российских деревнях старались на местных девушках не жениться, а со стороны жену брать). Теща во время таких посещений старательно ухаживала за зятем, старалась, чтобы он ни в чем не чувствовал недостатка. Любая трапеза с участием молодой четы заканчивалась яичницей, символизировавшей плодородие.

Четверг — «Разгул», а также «Перелом» или «Широкий четверг». В этот день обычно устраивались «кулачки» — азартные кулачные бои. Бились стенка на стенку, и один на один. А женщины задорно распевали частушки.

Пятница — «Тещины вечера». Обычно в разных местностях России этот день проводили по — своему: то день зять приходил в гости к теще на блины, то зятья устраивали «тещины вечерки», то-есть приглашали мать жены к себе в гости на блины. Теща с вечера присылала зятю все необходимое для выпечки: чугунную сковороду, поварешечку для заливки теста, кадушку и прочее, тесть же присылал мешок муки и много сливочного масла. Приходил к молодому супругу и дружка с его свадьбы. Помогал при испечении блинов, чем мог и получал за свою помощь подарок.

Суббота — «Золовкины посиделки». Молодые невестки принимали у себя новую родню и старых подружек.

Воскресенье — «Проводы», «Целовальник», Прощеный день, Прощеное воскресенье. Прощеное воскресенье закрывало масленичную неделю. Свое название день получил благодаря обычаю просить друг у друга прощения, за все чаяно или нечаянно причиненные обиды и неприятности. Прощение принято просить и у того, кого обидел сам, и у того, кто обидел тебя: «Прости, Христа ради, в чем я перед тобой согрешил». «Прости и ты меня». Варианты просьб о прощении могут быть всякие: «Прости, сними с меня вину», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». Первыми обычно просят прощения более молодые у людей постарше, а затем — наоборот.

Вполне естественно, что обязательными в Прощеное воскресенье являются визиты к родственникам: родителям, кумовьям, крестникам. И, конечно же, непременно посещают в этот день кладбище, чтобы помолиться, попросить у ушедших в мир иной прощения и оставить на могилах блины. Но не только отпущением грехов друг другу отмечен заключительный день Масленицы. С ней прощаются, благодарят и сожалеют об уходе:

«Всю неделю блины ели, о, блины мои блины, блины масленые!». «Уж ты, Масленица, ты обманщица, обманула, провела, нагуляться не дала!». «Прощай, Маслена, вертушка, настает Великий Пост, на деревне все поели, остается редьки хвост!». «А мы свою Маслену провожали, тяжко да по ней вздыхали: Маслена, Маслена, воротися, до самого велика дня протянися».

Масленица зовется обманщицей из-за последующего за ней Великого поста. Обычно прощеное воскресенье — это еще и заговенье перед  началом Великого  поста. В воскресенье обычно сжигалось чучело Масленицы (или чучело зимы).

Интересно, что и сегодня принято сжигать чучело, но раньше это происходило во многом иначе, чем сейчас. В течение всей масленичной недели люди (в основном дети и подростки) стаскивали в определенное место (как правило, на возвышенности) разные старые, ненужные вещи: поломанную домашнюю утварь, уже нерабочий хозяйственный инвентарь, а также старую солому и льняные очесы. Все это обычно служило «пищей» для костра, на котором Масленица должна была «сгореть» в воскресенье. Сжигая чучело, уничтожали сам символ зимы, веря, что за этим произойдет обновление природы и зарождение весны. Иногда в знак того, что начинается пост, в костер бросали даже остатки еды.

Окончательное же прощание с Масленицей наши предки проводили в первый день Великого поста, который носит название — Чистый понедельник. В  этот день происходило ритуальное «очищение» от скоромной пищи. Делалось это весьма своеобразно. Мужчины пили водку, утверждая, что так они «ополаскивают зубы от остатков скоромного» и устраивали кулачные бои для «вытряхивания  блинов». А женщины тщательно мыли и отпаривали посуду чтобы очистить ее даже от малейших остатков скоромной пищи. В Чистый понедельник все обязательно мылись в бане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *