Ромбы, круги, обычно значение амулетов. Как символ плодородия ромб с крючками был связан, возможно, с магией входа в новое жилище, в хозяйственные постройки. Интересно, что еще в середине XIX в. в некоторых регионах России сохранялся ритуальный обряд «чтения» узоров во время крещенских смотрин невесты. Знающая пожилая женщина показывала собравшимся изделия невесты и объясняла значение каждого узора. На поясах обычно узор очень сложен, орнамент разных цветов как бы вкладывается один в другой.
Ромбы, круги, криволинейные свастики имели обычно значение амулетов. Как символ плодородия ромб с крючками был связан, возможно, с магией входа в новое жилище, в хозяйственные постройки. Позднее прямое магическое значение знака забылось, но традиция еще охраняла знак от искажений как «полезный», «хороший», вытканный на концах пояса женский силуэт или геометризованное изображение женской фигуры. Пояс продолжает иметь значение амулета, оберега.
Обычно традиционно русское — это не значит что – то застывшее, неизменное, а изменяющееся в определенной национальной направленности. Поиски народности, поиски национального начала — это этнический принцип. В XIX в. в русских крестьянских семьях продолжалось изготовление предметов обрядового и утилитарного назначения.
Обычно ритуальные действия зависели от практической деятельности человека, необходимое для благополучной жизни, — как оберег от всякого зла. Обычно ритуальные действия зависели от практической деятельности человека, воспринимались как своеобразное, но очень нужное добавление к ней, необходимое для благополучной жизни, — как оберег от всякого зла. Веря в магическое значение пояса, иные невесты раздаривали во время свадьбы и в предсвадебные дни до ста поясов, и потому некоторые девушки с девяти — двенадцати лет начинали ткать пояса.
Поясу обычно в народных ритуальных обрядах отведено одно из ведущих мест, особенно в свадебном. В XIX в. обычно повсеместно бытовали пояса и опояски «со словесами» — со словами молитвы, вытканной вдоль; со словами посвящения на дарственных поясах, а на выполненных по заказу — с указанием, кому принадлежит пояс или опояска, а нередко и с именем мастерицы. Интересно знать, что в Тюменском музее хранится опояска из старообрядческой деревни Шатрово, на которой выткана дата изготовления — 1811 г., имя автора и владельца. В 1948 г. наследники подарили опояску в музей. А на Алтае в сельском музее в 1970 г. фиксировали пояс, тканый в 1954 г. девицей Зыряновой и подаренный любимому парню; на поясе вдоль центральной полосы вытканы слова: «Как смотрю на него, мне отрадно, легко, но не видеть его мне очень тяжело». Обычно столько фантазии и мастерства вкладывала исполнительница в создание поясов не случайно. Поясу в народных ритуальных обрядах отведено одно из ведущих мест, особенно в свадебном.