15 февраля — Сретенье

Обычаи  — это очень  хорошо.  Во   многом  благодаря  обычаям  до  нас  доходят исторические  события  далеких  и  таких   близких  времен.  Они  нам  показывают,  говорят,  как  жили  до  нас  люди  на  земле,  что  делали, чем   питались,  о  чем  думали…? Вот  еще  один  очень  любимый  праздник.    Его  широко празднует  христианство  —  СРЕТЕНИЕ  ГОСПОДНЕ.

Последним зимним праздником является день 15 февраля — Сретенье. С давних времен оно широко празднуется на Руси. Праздник этот установлен в воспоминание знаковой встречи Богомладенца Христа праведным Симеоном Богоприимцем. Эта встреча почитается христианами как встреча Ветхого Завета и Нового или, проще говоря, вообще, как встреча старого и нового.

Симеон был одним из толкователей, переводившим на греческий язык Священное Писание для знаменитой Александрийской библиотеки. Работая над переводом, Симеон принял за ошибку строку из пророчеств Исайи: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (то есть, «с нами Бог»). Подумав, что такого быть не может, Симеон хотел исправить слово «Дева» на «женщина», но его остановил Святой Дух. Им Симеону было предсказано, что он сам сможет убедиться в точности пророчества Исайи, и увидит Божьего сына, рожденного непорочной Девой. И только после этого Симеон сможет завершить свою жизнь земную.

Долго жил Симеон, дожидаясь исполнения пророчества — триста лет, — пока однажды не почувствовал, что время пришло. Рука Господа в этот момент направила его к Иерусалимскому храму, где он и встретил Деву Марию с Младенцем Иисусом на руках.

Так Симеон собственными глазами увидел Спасителя рода человеческого и убедился в правдивости предсказания Исайи и пророчества Святого Духа. Слова, сказанные Симеоном при этой встрече, превратились в одну из православных молитв.

Сретенье, т.е. встреча ветхозаветного старца и божественного младенца, сегодня считается великим христианским праздником.

Вполне возможно, внимательный читатель спросит, почему же Иисуса Христа в пророчестве Исайи называют Еммануилом? Еммануил — одно из имен Христа, принятое в Ветхом Завете. В нем грядущего Мессию принято было называть различными именами, чтобы подчеркнуть то или иное свойство Искупителя. Еммануил в переводе означает «с нами Бог».

Несмотря на то, что сам праздник Сретенья приходится на 15 число, обычно православные отмечают его в течение 9 дней, с 14 по 22 февраля. Правда, бывает, что срок празднеств может сократить Великий пост, если он выпадает на это время. Стоит отметить, что день 14 февраля считается предпраздничным, все остальные дни, начиная с 16 и кончая 22 февраля, послепраздничные.

В эти дни поют песнопения и возносят молитвы Господу, Деве Марии, а также старцу Симеону и жившей при храме вдове Анне — пророчице, которая также сразу прозрела в Иисусе великого Мессию.

  сретенские  поверья

Со Сретеньем связывал народ особые приметы. Например, если во время сретенской обедни свеча в руках у человека гасла, это считали плохим знаком, дурным предзнаменованием.

Зажженную свечу несли домой. Если она продолжала гореть всю дорогу до дома, это считалось благоприятным предзнаменованием. А уже если на руку человеку, держащему свечу, падало с нее три капельки расплавленного воска, то его ожидали удача и счастье. Принесенной в дом свечой немного подпаливали волосы (крестообразно), затем ее тушили и ломали на небольшие кусочки. Их раскладывали по избе и по хлеву, считалось, это поможет защитить дом и скотину от летних молний.

В этот день после заутрени обильно кормили кур овсом для того, «чтобы лучше неслись и чтоб яйца крупнее были», садоводы же обтряхивали руками деревья, «чтобы были с плодами»,

Накануне Сретенья заговаривали мышей, которые могли подпортить и без того небогатые запасы. Делалось это следующим образом.

Предварительно тщательно вычищали печь в избе.

Из необмолоченного ржаного или пшеничного снопа вытаскивалось четыре колоска (со всех четырех сторон снопа), а также брался небольшой клок сена. Все это приносилось в избу. Колосья и сено раскладывалось в печи и поджигали докрасна накаленной кочергой.

Оставшуюся после золу собирали и относили туда, где брали сено и колосья. При этом читалось заклинание: «Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муравой, не топтать вам росы медвяной, не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не точить вам пахучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово мое ничем не порушится!». Считали, это заставит мышей уйти.

Народное слово утверждало, что в день Сретенья стоит опасаться «Коровьей смерти» (черной немочи) — мифического существа, несущего погибель домашнему скоту. Наши предки представляли ее либо в виде отвратительной и злобной старухи с руками-граблями, либо в виде животного черного цвета. Считалось, что зиму Коровья смерть проводит в лесу в спячке, но сретенское солнце будит ее после зимнего сна. К людям из леса она может попасть, лишь въехав в селение, а потом и во двор, на санях путников. Из-за того на Сретенье россияне старались не отправляться в путь-дорогу, да и гостям, вопреки обычному гостеприимству, были не особо рады. Хлев в праздник обязательно запирали, предварительно разложив по нему лапти, пропитанные дегтем, веря, что деготь отпугивает черную немочь.

Стоило опасаться и проказ дедушки-домового. По народным преданиям, нравится домовому кататься на лошадях. При этом, если домовой зол на хозяина, то в ночь со Сретения он вполне может заездить коня до смерти. Чтобы такого не случилось, домовому старались угодить и ставили в конюшню угощение: щи, кашу, пироги и вино. А лошадям на шею надевали хомут, дабы домовой думал, что хозяин близко и сейчас сам собирается куда-то отправиться на лошади.

Наши предки считали Сретенье одним из тех дней, в которые открываются врата ада и вся нечисть из него исходит на землю. В жилища людей эта нечисть может попасть через трубу, поэтому поселяне обмазывали трубы глиной, а через три дня обязательно приглашали знахаря или колдуна, чтобы тот особыми заговорами выгнал из дома нечистую силу, если она все же в него попала.

   встреча зимы с летом, первая встреча весны

В народе слово «сретенье» растолковывалось и как «зима с весной встречается».

«На Сретенье кафтан с шубой встретились».

     «На Сретенье зима лето встречает, погубить красное хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения лишь потеет».

И действительно, приближение весны было уже ощутимо. Успешной встреча весны считалась, если день Сретенья был ясным. Если же пасмурный, то ожидали морозов еще и на Власия (24 февраля). В такие дни дети песнями заклинали солнышко выглянуть «из-за гор-горы», и если оно показывалось, радовались все — и большие, и малые.

В этот день примечали погоду:

     Судили, что какая погода на Сретенье, такая будет и весна. Сретенье теплое, то и весна наступит ранняя да теплая; если же на Сретенье мороз, то приход весны ожидался затяжным.

     Если на Сретенье мела метель, готовились к бескормице, так как весна наступит очень поздно и запасенного с лета корма для скотины до появления новой луговой травы может просто не хватить: «Коли на Сретенье метель дорогу переметет, то корма-то подберет». Вполне логично и своеобразное продолжение этой приметы: «На Сретенье утром снег — к урожаю ранних хлебов, в полдень — средних и вечером — поздних хлебов».

     «На Сретенье снежок — весной дожжок».

     Большой ветер обещал большой урожай фруктов.

Чаще всего день Сретенья был морозным. Морозы эти и получили название — Сретенские.

На Сретенье зимние праздники заканчиваются, поэтому наши предки начинали готовиться к весенним работам. Например, следующий за Сретеньем день носил народное название «Починки», с него начинали ладить всю земледельческую и животноводческую утварь: от конской сбруи до телеги, от топоров до кос-литовок.

 

15 февраля — Сретенье: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *