Интересно знать, что на Руси люди до сих пор хранят обычаи, ритуалы по производству поясов. Из каких материалов, какое значение, какая техника узорного тканья, какие сословия и как носили пояса, магические значения орнамента. Поясу в народных обрядах отведено одно из ведущих мест, особенно в свадебном. Производство поясов на Руси исследователи прослеживают с XIII в. Помимо поясов местного производства, бытовали привозные восточные (иранские, персидские) пояса — кушаки.
Обычно кушаки местного производства и привозные были шелковые, дорогие. В XVI — XVII вв. такими кушаками опоясывалась верхняя княжеская одежда. В XVIII в. в связи с изменением моды в одежде высших сословий шелковые кушаки бытовали исключительно среди купечества и зажиточного крестьянства. Московская мануфактура, учитывая изменение спроса, стала производить кушаки, рассчитанные на относительно широкого потребителя, — более дешевые.
Интересный факт о том, что пояса на Руси производились из самых разных материалов. Правящее сословие могло иметь кованные из благородного металла пояса — золотые и серебряные, с дорогими каменьями; кожаные, со всякими украшениями пластинами, наподобие скифских, и тканые шелковые кушаки с золотой и серебряной нитью. Такие пояса и кушаки не характерны для бытования в народной среде.
Обычно производство поясов, материал и внешний вид зависели от его назначения, от сословного и имущественного положения владельца. В народе были распространены пояса из льняной и шерстяной пряжи — вязаные, тканые, плетеные, реже — шелковые тканые, плетеные фабричного изготовления. В каждом крестьянском хозяйстве изготовляли пояса женские и мужские для повседневного употребления и праздничные. Так же интересно знать о производстве древней технике узорного тканья — «на дощечке», так называемой браной технике. На дощечках изготовляли пояса рукодельницы Европы и Азии еще в XI—XIII вв.
Были и такие случаи, когда обычно неграмотная ткачиха при производстве пояса, на нем набирала буквы безо всякого смысла и даже в перевернутом виде; буквы ткались в строку. Как предмет подарка пояс долго сохранял значение, а как оберег сохраняется и по сей день в старообрядческих селениях у пожилых. Видимо, не случайно бахрома на концах поясов перевязывается конским волосом.
Вот оно как. А теперь такого нет.
Сами пояса все-таки существуют, правда в несколько другом виде.
«Ромбы, круги, криволинейные свастики имели значение амулетов. Как символ плодородия ромб с крючками был связан, возможно, с магией входа в новое жилище, в хозяйственные постройки.»
Виталичъ, похоже Вы любитель русского орнамента.