Производство поясов на Руси

Интересно знать, что на Руси люди до сих пор хранят обычаи, ритуалы по производству поясов. Из  каких  материалов, какое  значение,  какая  техника узорного тканья, какие сословия и как носили пояса, магические значения орнамента. Поясу в народных обрядах отведено одно из ведущих мест, особенно в  свадебном. Производство  поясов на Руси исследователи прослеживают с XIII в. Помимо поясов местного производства, бытовали привозные  восточные (иранские,  персидские)  пояса — кушаки.

Обычно кушаки местного производства и привозные были шелковые, дорогие. В XVI — XVII вв.  такими кушаками опоясывалась  верхняя княжеская одежда. В XVIII в. в связи с изменением моды в одежде высших сословий шелковые кушаки бытовали исключительно среди купечества и зажиточного крестьянства. Московская мануфактура, учитывая изменение спроса, стала производить кушаки, рассчитанные на относительно широкого потребителя, — более дешевые.

Интересный факт о том, что пояса на Руси производились из самых разных материалов. Правящее сословие могло иметь кованные из благородного металла пояса — золотые и серебряные, с дорогими каменьями; кожаные, со всякими украшениями пластинами, наподобие скифских, и  тканые шелковые кушаки с золотой и серебряной нитью.  Такие пояса и кушаки не характерны для бытования  в народной среде.

Обычно производство поясов, материал и внешний вид зависели от его назначения, от сословного и имущественного положения владельца. В народе были распространены пояса из льняной и шерстяной пряжи — вязаные, тканые, плетеные, реже — шелковые  тканые,  плетеные фабричного  изготовления. В каждом крестьянском хозяйстве  изготовляли  пояса женские и мужские для повседневного употребления и праздничные. Так же интересно знать о производстве  древней технике узорного тканья  —  «на дощечке», так называемой браной  технике. На дощечках изготовляли пояса  рукодельницы Европы и Азии еще в  XI—XIII вв.

Были и такие случаи, когда обычно неграмотная ткачиха при производстве пояса, на нем набирала буквы безо всякого смысла  и даже в  перевернутом виде; буквы ткались в строку. Как предмет подарка пояс  долго сохранял  значение, а как оберег  сохраняется  и по сей день в старообрядческих селениях у пожилых. Видимо, не случайно бахрома на концах поясов перевязывается конским  волосом.

Производство поясов на Руси: 4 комментария

  1. Виталичъ

    «Ромбы, круги, криволинейные свастики имели значение амулетов. Как символ плодородия ромб с крючками был связан, возможно, с магией входа в новое жилище, в хозяйственные постройки.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *