Вербное воскресенье

Верба — первое весеннее деревце. Основные ритуальные действия, связанные с вербной неделей, совершаются в воскресный день, когда православные освящают ветки вербы в церкви. Считается, что после этого она набирает особую силу и способна хранить от разных бедствий. 

Все премудро сотворено… Нигде сейчас не найти цветочка,   а верба разубралась.   Из старинных русских книг

Без вербы не весна.  Русская пословица

Предпоследняя неделя перед праздником Пасхи является предпоследней неделей Великого поста. Она носит название Вербной, или «Вербницы». Именно на эту неделю приходится Вербное воскресенье и Лазарева суббота.

Как и во многих других христианских праздниках, корни надо искать в библейских текстах.

Когда Христос вошел в Иерусалим, а произошло это за 5 дней до его мученической смерти, то жители города встретили его пришествие ликованием. Они выстилали ему дорогу своей одеждой, а так же вайями — ветвями финиковой пальмы (или иерусалимской ивы).

В те времена так встречать было принято лишь царей, полководцев и великих победителей. Народ признал Иисуса Христа истинным царем: «Осанна! Благословен Грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!».

Память этого события — Вход Господень в Иерусалим — чтит весь христианский мир.

В этот день принято освящать ветви финиковой пальмы, поэтому вся неделя носит название — неделя ваий. В России же пальмовые ветви традиционно заменяются веточками распускающейся вербы (или ивы). Потому и носит у нас на Руси предпоследняя неделя поста название «вербной» (а также «цветной», или «цветоносной»). Имя «вербное» получило и воскресенье на этой неделе.

Еще одно событие вспоминается в этот день христианами — чудо воскрешения Христом Лазаря в Вифании близ Иерусалима. Памяти этого события посвящается Вербная или Лазарева суббота — канун.

Помимо чествования христианского праздника, наши предки славили эту неделю, как начало весны. Верба, первое весеннее деревце, зацветало к этому времени красивыми золотистыми и пушистыми шишечками.

Верба считается символом возрождения. Ей издревле приписывались чудесные свойства, что касается целебности веточек, и уж особенно сережек.

Основные ритуальные действия, связанные с вербной неделей, совершаются в воскресный день, когда православные освящают ветки вербы в церкви.

Считается, что после этого она набирает особую силу и способна хранить от разных бедствий — жилище от пожаров, человека — от болезней, а крестьянское хозяйство — от неурожаев и падежа скота.

Обычно веточки вербы ставят рядом с иконами. Там они стоят целый год, до следующего вербного воскресенья.

Верба-хлест, бьет без слез

Вербное воскресенье у христиан считается тихим семейным, благочестивым торжеством, никаких шумных гуляний не допускается. Ведь на дворе в это время Великий пост, а само Вербное воскресенье предваряет самую строгую его неделю, Страстную.

Вокруг вербы строятся все ритуалы этого дня.

В костромских селениях, например, раньше выпекались «барашки» — особое печенье, формой своей напоминающее вербные почки.

В воронежских деревнях в день «Лазарева воскресения» пекли особые хлебцы. Пекли их ровно по числу членов семьи, при этом в один из хлебцев прятали монетку. Тот, у кого оказывался хлебец с монеткой, считался счастливцем, например, молодой девушке это сулило удачное замужество.

На Руси считалось, если проглотить девять вербных сережек (с веточки, освященной в храме), то можно защититься от лихорадки, да и вообще согнать с себя любую болезнь.

Если женщина не могла забеременеть, ей опять же советовали употреблять в пищу шишечки освященной вербы — они считались вернейшим средством от бесплодия.

По народным убеждениям, расцветающее дерево передает свое здоровье и силу человеку или животному, который к ней прикоснется (или съест).

Вот и в Вербное воскресенье было принято слегка хлестать друг друга, а особенно ребятишек, веточкой освященной вербы — для здоровья.

При этом приговаривали: «Не я бью, верба бьет» или «Вербахлест, бьет до слез». Произносили и более продолжительный монолог:

«Верба, верба.

Верба красна,

Верба хлест,

Бьет напрасно,

Верба хлест,

Верба бела,

Бьет до слез,

Бьет за дело,

Верба синя,

Верба хлест —

Бьет несильно.

Бьет до слез

Не я бью, верба бьет!».

Хозяева скармливали веточку освященной вербы домашней скотине, считая, что это убережет ее от мора. В отдельных местностях для этих же целей домашних животных кормили хлебом с запеченными в нем вербными почками.

Чтобы скотина не потерялась и не пала, под крышу хлева втыкали несколько вербных веток.

Также вербой скотину выгоняли на первый весенний выгон. Сложился даже целый ритуал. Скотину начинали хлестать вербой, смоченной в освященной воде, еще во дворе, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!», а затем этой же вербной веткой погоняли животное вплоть до места пастьбы.

Ветки вербы разбрасывали на поле — для урожайности, или втыкали в нивы — для сбережения посевов.

Считалось, что вербные ветки могут остановить грозу и град, для чего лишь нужно в этот час выбросить ветку из дома на улицу, а также успокоить бурю (бросить ветку против ветра) и загасить огонь (кинуть вербу в пламя). С днем Вербного воскресенья связано множество примет:

наши предки верили, что все посаженное в землю на Вербной неделе, вырастет таким же «лыковатым», как и сама верба,

считалось, что все высаженное в этот день вырастет горьким (даже то, что должно быть сладким или кислым), чтобы всего этого не случилось, всю Вербную неделю посевными и посадочными работами не занимались,

если верба хорошо цветет — посевные работы будут удачны,

мороз (или холодные утренники) на Вербной неделе к богатым хлебам,

с рек сходит последний лед,

в эти сроки обычно сеют горох.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *