Ритуалы от Пасхи до Вознесения

Дни от Пасхи до Вознесения считаются единым пасхальным циклом Вознесение его оканчивает. Весь этот период совершались неизменные ритуалы, бытовали одни и те же поверья.

Из жизни современного человека эти ритуалы ушли, но можно вспомнить те, что в былые времена были обязательными.

В период от Пасхи до Вознесения вместо обычного приветствия при встрече обе стороны произносили: «Христос воскресе!».

От Пасхи до Вознесения запрещено было выбрасывать на улицу мусор. «В Христа попадешь», обычно говорили по этому случаю крестьяне, ибо в массе своей Христос и Его апостолы ходят среди людей. По той же причине нельзя было выплескивать что-либо на улицу («Христа обольешь»).

Подавая милостыню нищему, верили, что это дар самому Христу или Святым Апостолам.

Также верили, что любой умерший в эти дни непременно попадет в рай, поскольку врата его остаются открытыми с Пасхи, и никто их не охраняет; но сразу после Вознесения Господня Святой Петр врата рая надежно запирает.

Бытовало поверье, что в эти дни грешников в аду не мучают. Широко была распространена легенда, будто в пасхальный период открыты двери не только рая, но и ада.

Происходит своеобразное единение миров: живых и мертвых, праведников и грешников. Как говорили в деревнях: «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские». В дни с Пасхи до Вознесения душам разрешено возвращаться в дома живых и проведывать близких: «С Пасхи до Вознесенья всему миру сведанье — и дедам, и внукам, и раю, и мукам». Но день Вознесения, как последний день цикла, имеет-таки свои собственные  ритуалы.

В Вознесеньев день (и в его канун), считая их поминальными, готовили ритуальную пищу.

Пекли блины. Правда, не только на помин души, но и «Христу на дорожку». Так же в народе считалось, что именно в них Христос поднимется на небеса, поэтому блины, испеченные в этот день, называли «христовы онучи».

Кроме блинов, еще одним ритуальным поминальным блюдом Вознесеньева дня были хлебцы в форме лесенок. По простонародным представлениям такие «лестницы» помогают Христу и душам праведников поскорее добраться до неба.

«Лесенки» стряпались в виде лестниц. Такие самобытные  хлебцы назывались «лесенками», «лестовками» или «лествицами»; в виде лепешек (из сборного теста) с рубчиками, изображающими лестничные перекладины, а также как пироги, украшенные «лесенками» или с «защипками» по краям. Начинялись они первой зеленью — луком и щавелем.

Какой бы формы выпечка ни выпекалась, объединяло всю ее то, что «перекладин» в «лесенках», по числу небес Апокалипсиса, было семь.

К «лесенкам» относились очень осторожно и старались не поломать не единой перекладинки, всяк опасался приговора: «кто лесенку сломает, тот в рай не попадает».

В некоторых российских губерниях, например, в Ярославской, в этот день даже гадали при помощи этих хлебцов-лесенок. Причем, гадали о своей посмертной судьбе.

Происходило гадание следующим образом. Забирались на колокольню и сбрасывали оттуда «лесенку». А потом смотрели на результат: сколько оставалось на ней целых «ступеней», на такое небо и попадет после смерти владелец «лесенки».

То есть, если она останется целой и невредимой, значит, хозяин ее попадет на седьмое небо (в рай), а если разрушится вся, то считали, что предстоит дорога прямиком в ад.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *