Ритуалы и труд в Вознесенье

Весь этот день был пронизан приметами. В разных уголках России — своими. Где-то уверяли, что с человеком, который трудится в День Вознесения, случится беда.

В других же местностях, наоборот, считали, что «с Вознесенья запахивают», то есть начинают все основные сельскохозяйственные работы, и глубоко верили, что вознесшийся на небо Иисус поможет вырастить все посаженное в этот день.

В народном сознании название праздника — «Вознесение», ассоциировалось с понятиям: «рост», «подъем». Тем и были продиктованы и многие ритуалы дня.

К тому времени уже происходило созревание ржи, и крестьянам хотелось помочь ей вырасти. Набрав съестных припасов (яиц, блинов, «лесенок»), женщины по окончании церковной службы шли в поле.

Там каждая подходила к своей ниве, чтобы «проводить Христа» и «проведать посевы». На краю нивы женщины раскланивались на все четыре стороны, после чего съедали блины и яйца и подбрасывали хлебец-лесенку (или пирог с «лесенкой»), приговаривая:

«Чтобы рожь моя выросла так же высоко!» Или:

«Рожка, рожка, схвати Христа за ножки!» Или:

«Христос, иди на небеса, ржицу возьми за колосок!»

Иногда подбрасывали вверх не «лесенки», а яйца, ложки, иногда даже скатерти (в надежде на добрый, высокий лен) с такими же примерно приговорами, как и для ржи.

В подмосковных селах обряд на Вознесенье был несколько другим. Придя к своей ниве, хозяева подбрасывали яйцо три раза кверху, затем очищали его от скорлупы и откусывали кусочек.

Немного откусывали и от блина, а все оставшееся закапывали в землю, приговаривая: «Христос, полетишь на небеси, потяни нашу рожку за колоски».

На Ярославщине же в этот день девушки, прихватив с собой приготовленную дома яичницу, обходили окрестные поля, засеянные хлебом. После чего яичницу съедали и начинали кататься по траве, со словами: «Расти трава — к лесу, а рожь — к овину».

Все эти действия, по крестьянским верованиям, служили получению хорошего урожая. А последний ритуал выполнялся еще и для того, чтобы спина во время жатвы не болела.

Ночь под Вознесение звали соловьиною, были уверены, что в эту ночь соловьи поют звонче, чем когда-либо. В эту ночь считалось великим грехом ловить певчую птаху, так как ни в чем целый год не будет этому человеку удачи.

А вот кукушка, в отличие от соловья, в иных местах уже замолкала. А так как на полях обычно уже колосилось жито, то в народе «нашли причину» молчания птицы: «Кукушка подавилась житным колоском».

Верили наши предки, что утренняя роса этого дня целебная. Правда, перед тем как дать больному этой росы, нужно, чтобы произнесла над ним заветное слово знахарка, но уж после этого любой недуг или недомогание как рукой снимет.

В Смоленской губернии отчаянные головы в канун Вознесения выходили искать клады: было поверье, что клады в эту ночь выходят из-под земли, чтобы просушиться.

Внимательно следили сельчане в этот день за погодой — будет хорошая, значит жди урожая. По приметам дня предсказывали погоду на Ильин день (2 августа): «Вознесение с дождем — Илья с грозой».

 

Ритуалы и труд в Вознесенье: 4 комментария

    1. admin Автор записи

      В народном сознании название праздника — «Вознесение», ассоциировалось с понятиям: «рост», «подъем». Тем и были продиктованы и многие ритуалы дня.

    1. admin Автор записи

      Каждый народный праздник в России сопровождается обрядами и песнями. Их происхождение, содержание и цель отличаются от церковных празднеств. Большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества, когда с богослужебными обрядами соединены были различные правительственные постановления, торговые операции и пр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *