Зеленые Святки

Современный человек точно знает, когда наступает лето — 1 июня. Но в жизни наших предков все было иначе. Интересно знать, что лето они встречали не в один день, а на протяжении некоего временного отрезка, который носил название «Зеленых Святок». Седьмая неделя после Святой Пасхи в народе известна как «семиковая», «зеленая» или даже «русальная» («русалочья»), а также «зеленые святки», «зеленые праздники» или, более поэтично, «время торжества весны на пороге лета». Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы. Все цветет и поет… И. Бунин.

Интересно, что обычно особо значимыми днями этой недели наши предки почитали: вторник, четверг, субботу и воскресенье. В воскресенье зеленой недели отмечается великий христианский праздник Святой Троицы. Обычно Троица всегда выпадает на 50-й день после Пасхи, то широко распространено и такое ее название, как Пятидесятница. Читая лекции по отечественной истории в учебных заведениях, преподаватели мало говорят об обычаях и образе жизни наших предков, и бытовая сторона нашего народа в своем прошлом для нас почти потеряна. Между тем археологические и этнографические исследования указывают на множество обычаев, обрядов и воссоздают образ жизни народа.

Так же интересно знать о том, что обычно в сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много интересного о родной старине, передается весь народный характер веков с их обычаями и понятиями. Ученые-иностранцы разного времени, например Герберштейн, Олеарий, Шлецер и другие наблюдатели, отразили в своих записках многие из тех обычаев, которые некогда существовали в России. Многочисленные архивы и монастырские библиотеки тоже обогатили нашу историю тем, что сохранили документы, письменные очерки и рукописи, повествующие об  обычаях,  быте и нравах русского народа.

В наше время, когда собрано слишком достаточно разных сведений о нашей старине, новые исторические открытия обычно помогают лучше понять многое из того, чем пользуются исторические художники, драматические, исторические писатели, реставраторы и пр. Кто забывает прошлое, не имеет будущего многое из того, что составляло смысл жизни наших предков, ушло в прошлое безвозвратно. Интересно, что при этом с сожалением следует признать, что почти все из того, чем столетия назад жили люди, современному человеку кажется как минимум забавным, а чаще просто глупыми «пережитками прошлого».

Очень верный ответ подобной точке зрения дал в свое время известный исследователь живого великорусского языка В.И. Даль: «Я верю преданиям, поверьям, обычаям, иногда и суеверьям: я верю им столько, что не решусь осмеять ни одного, ни исследовавши его, не дошедши, по крайнему разумению своему, до начала и корня, до смысла и значения его. Не верьте, если вам кто скажет, что в народных бреднях нет смысла и значения…». У того, кто забывает прошлое, не бывает будущего. А ведь прошлое страны, ее история — это не только войны, монархи и научные достижения, но и быт народа, его традиционная культура и повседневная жизнь.

Обычно будни и праздники, в которых причудливым образом переплелись христианство и отголоски язычества, Библейские Святые, христианские Мученики и представители бестиария, пустые суеверия и приметы, основанные на реальных вековых наблюдениях за живой и неживой природой. Без проникновения в эту культуру трудно понять и саму историю русского народа, и современную российскую жизнь.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *