Обычаи — священное достояние

Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам. XX век был трудным и для всего мира, и для нашей страны. Революции, войны, гонения привели к тому, что многие народные русские традиции, обычаи и обряды стали оттесняться, уходить и забываться. К счастью, интерес к ним вновь возвращается. «Народ крепко дорожит обычаями, как своим священнейшим достоянием». В.Г. Белинский. «Каждый день в году и почти каждый час в течение дня запримечены, объяснены и осмыслены земледельческим условием жизни». Г.И. Успенский.

Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с празднествами. Современный человек воспринимает праздник однозначно: время веселиться и радоваться жизни. Как правило, праздник сегодня — это большая и шумная компания, музыка, танцы, алкоголь.

Наши же предки понимали праздники несколько по-иному. Для них он не всегда был временем веселья, но неизменно — периодом таинственности и священнодейства, в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в праздники исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии.

Праздниками русского календаря являются даты, связанные со значимыми христианскими событиями. В народном календаре не существовало четких разграничений между временами года, каждый сезон плавно перетекал в следующий: зима в весну, весна в лето, лето в осень, а после осени вновь наступал зимний сезон, замыкая календарный круг.

Каждый временной период был насыщен многочисленными обрядами. К слову, несмотря на кажущуюся наивность многих обычаев, в них, наряду с откровенными заблуждениями, проявляется и подтверждает себя народная мудрость, помогающая человеку рационально распланировать и организовать свой быт.

В самом народном календаре таились подсказки: когда оптимально начинать сев, а когда убирать урожай; когда лучше всего приступать к починке орудий труда, чтобы успеть к посевному сезону.

Многое преподносилось в иносказательной форме, в виде легенд и сказок. К примеру, существовало поверье, что в ветреные дни нельзя в овине сушить огнем зерновые.

Крестьяне строго соблюдали это предписание, так как верили, что иначе их накажет овинник. Сказка сказкою, а разводить в ветреные дни огонь и впрямь опасно, поскольку велик риск большого пожара.

Праздники народного календаря служили своеобразным регулятором периодов труда и отдыха. Не зря в праздники существовал запрет на многие видов работ, и запрет сей начинал действовать уже накануне праздника, сразу после того, как садилось солнце.

Быт крестьянина без четкого следования традициям, предписывающим то отдых, то активный труд, мог бы привести к нерациональному использованию сил и переутомлению.

Чтобы не препятствовать необходимому восстановлению физических ресурсов, народное сознание наложило на выполнение работ в определенные дни табу, нарушение которого якобы грозило несчастьями и бедами.

Особенно опасными по праздничным дням считались тяжелые земледельческие работы и работы, связанные с рубкой дров. В некоторые праздники запрещалось выполнять даже необходимую домашнюю работу: готовить пищу, мыть и мести полы.

 

Обычаи — священное достояние: 2 комментария

  1. Aleksandr

    Да дейсвительно обычаи и мне помогали не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам. Здесь я с вами полностью согласен.

  2. admin Автор записи

    Народ крепко дорожит обычаями, как своим священнейшим достоянием.

    В.Г. Белинский

    Каждый день в году и почти каждый час в течение дня запримечены, объяснены и осмыслены земледельческим условием жизни.

    Г.И. Успенский
    И этим все сказано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *