Ночь на Ивана Купалу (7 июля)

Интересно знать, что по поверьям и обычаям особым значением обладала ночь на Ивана Купалу — зачарованна, полна чудес и неожиданных опасностей. В эту таинственную ночь честным христианам не должно ложиться спать, так как становится особенно коварной вся нечистая сила: от змей, русалок и оборотней до ведьм и колдунов, не говоря уже о водяных и леших. Этот день был праздником ведьм: они портили хлеба и скотину, а остаток ночи справляли шабаш на Лысой горе. Вот и бодрствовал народ, чтобы во всеоружии встретить происки нечистой силы.

Обычно ночи на Ивано Купалу особенно радовалась молодежь, которая всю ночь посвящала своим забавам. Старики, правда, все-таки укладывались спать, предварительно разложив на подоконнике полынь и занавесив окна крапивой: верили, что всякая нечисть боится этих трав. Заботились люди не только о себе, но и о домашних животных: перед входом в хлев вкапывали молодое осиновое дерево, вырванное с корнем, развешивали и разбрасывали вокруг всего скотного двора полынь и крапиву.

При этом обычно домашний скот обязательно запирали: лошадей — чтобы ведьмы не украли их и не загнали по пути на Лысую гору; коров — чтобы ведьмы не напоили их огородной росой и не вымыли ею коровье вымя (тогда молоко у буренки пропадет). Некоторые в эту ночь караулили огороды, чтобы помешать ведьмам набрать той самой вредоносной огородной росы.

Но парней и девушек обычно хозяйственные заботы не касались. Молодежь шла на берег реки и устраивала там трапезу, с обязательными кашей да яичницей, после чего начиналось озорное веселье — песни, пляски, веселые и шумные игры, вождения хороводов и обязательные «горелки». А как только садилось солнце, на береговых возвышенностях или на перекрестках дорог разжигали костры. В разных районах России эти костры назывались по-разному: ивановскими, купальскими, купайлой.

Интересно, что специально для этих костров деревенская молодежь обычно несколько дней запасала дрова, собирала хворост, сучья, солому. Необходимы были для купальского костра и длинная жердь (не менее 10 метров), и бочка из-под дегтя, которую вполне можно было заменить колесом от телеги или же обычной корзиной. На месте будущего костра в землю втыкали жердь с закрепленной на ее верхушке дегтярной бочкой (или колесом, или корзиной). Жердь с бочкой обматывали соломой и закладывали дровами. Сооружение поджигали, и, чем выше получался костер, тем более удачным предзнаменованием это считалось.

Интересно знать и том, что старые колеса могли пригодиться и для других целей — что  их обвязывали соломой, поджигали и спускали с горы. Пылающие огнем вертящиеся колеса символизировали солнце. Обычно главной забавой ночи на Ивана Купала были пляски у костра и прыжки через него. Но прыгали через костер не только для того чтобы развлечься, но еще и потому что верили: это волшебное пламя избавит тело от болезней, а душу от темных помыслов. Верили и в такое поверье — кто прыгнет выше, тот будет счастливее.

Еще интересный обычай: матери, у которых были больные дети, сжигали в таких кострах их одежку, чтобы вместе с тряпьем сгорела и болезнь. Через такие костры прогоняли и скотину (для защиты ее от падежа). Удивительно, но наряду с очистительными свойствами купальского костра, считалось, что им пользуются и ведьмы. Чародейки собирают пепел от костра и добавляют его в воду. Считалось, что после того как ведьма такой водой освежится, она приобретает возможность летать.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *