Бабье лето

Обычно проводы лета приходились на день Успения Богородицы (28 августа), окончание уборки урожая (жатвы) и окончание сева озимых.

Именно с этого дня начинались осенние посиделки, ведь все основные сельскохозяйственные работы уже были сделаны, теперь можно было заняться шитьем и ткачеством.

День Третьего Спаса предваряло Успение (28 августа). Успение Пресвятой Богородицы — это один из величайших христианских праздников. Для современного человека подобное воззрение кажется странным: ведь это день смерти Богородицы, почему же тогда его принято праздновать?

А вспомните смысл праздника Пасхи: после Воскресения Христа считается, что нет больше смерти, не властна она больше над людьми, и смерть теперь — это всего лишь сон, за которым следует жизнь вечная.

Дева Мария просто уснула недолгим сном, а затем вошла в жизнь вечную. Так что Успение Богородицы по всем церковным канонам рассматривается как праздник, хотя особо набожные люди (особенно старушки) все же считают его днем траура и надевают темные одежды.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы был весьма почитаем на Руси, ведь Божью Матерь русский народ издревле почитал своей заступницей.

К тому же праздник этот выпадает на благодатную осеннюю пору, когда заканчиваются аграрные работы, а также поспевает все «слетье» и начинаются заготовки лесных, огородных и садовых продуктов на зиму:

«На Успение огурцы соли, на Сергия (8 октября) капусту руби».

О народной любви к празднику говорит и множество данных ему народом имен: «Большая Пречистая», «Первая Пречистая», «Госпожин день», «Госпожинки».

Названиями дня также были: «жнивка» (в этот день обычно жали), «дожинки» (в честь последнего сжатого снопа — иногда так назывался и сам ритуал окончания жатвы), «сапожинки» (ритуал окончания жатвы), «выжанки» (взаимодействие и взаимопомощь с соседями в процессе жатвы).

Обычно проводы лета приходились на день Успения Богородицы, окончание уборки урожая (жатвы) и окончание сева озимых. Крестьяне всегда старались успеть закончить эти работы до праздника: «Успение кончает дожинки».

Стоит отметить, что жатву обычно проводило женское население деревень — жницы. Работа эта не была сверхтрудной, но требовала выносливости: из-за неудобной позы очень скоро начинала ныть спина. Чтобы уменьшить неприятные ощущения, жницы затыкали за пояс спорынью.

Окончание жатвы — сапожинки — сопровождалось особыми ритуалом, призванными вернуть земле силу, которую она потратила на то, чтобы дать людям урожай.

Небольшое количество (примерно с горсть) колосьев оставляли несрезанными и из них «завивали бороду», то есть перевязывали лентой, приговаривая: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!».

Затем колосья, не развязывая, свивали в венок, сгибали к земле и присыпали землей. Под стебли с поклонами и приговором: «Батюшка, Илья-борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!» — клали хлеб и соль.

После чего жницы перекатывались по ниве, приговаривая: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено». Считалось, что таким образом земля возвратит женщинам силу, потраченную на уборку урожая.

Интересные ритуалы касались и последнего снопа («до-жинка»). Колосья на последний сноп всегда жали в полном молчании. В некоторых местах его так и называли: сноп-молчанушка. Считалось, если какая-то из жниц не выдержит и заговорит, то «жених у нее будет слепой».

Последний сжатый сноп слыл «именинником»: его украшали нарядными ситцевыми платками и ставили в передний угол избы, под иконы. Там он стоял до Покрова или до Нового года, после чего его делили по числу имеющейся в хозяйстве животины и каждой доставалась своя часть этого корма.

По окончании работ женщины заводили яичницу-по-жинальницу. А затем селяне вскладчину устраивали веселый праздник, отмечали и Успение, и конец лета, а вместе с ним и конец летних работ. Обязательно варили медовуху и пиво, пекли пироги из новой муки, готовили мясные блюда. Непременными были хороводы и «жатвенные» песни.

«Жала я с утра до ноченьки пшеницу да овес, только девке хлеба белого поесть не удалось».

«Слава Богу, на нашей нивке, сегодня дожинки! Слава Богу!»

«Иваново поле, веселит оно, стоя. Жнеи молодые, серпы золотые. Весело они жали, серпочки мелькали».

Если какая-то семья не успевала дожать к сроку, то более спорые односельчане приходили к ним на помощь, за единственную плату — угощенье. Такая помощь носила название «выжанок» (или «поденщины»).

К этому же времени сельчане старались приурочить сев озимых («досевки»):

«до Успенья пахать — лишнюю копну нажать»; «Пречистая Матерь засевает, а Покров покрывает»; «озимь сей за три дня до Успенья и три — после».

В Сибирском регионе с Успения начинали охотиться на медведей и «шишковать», то есть собирать кедровые орехи.

С Успения девушки начинали присматривать себе женихов, так как с Покрова наступало время свадеб. Кто из девушек не успевал найти себе мил-дружка на Успение, той незамужней приходилось коротать зиму:

«С Успенщины не успеешь присмотреть — зиму тебе в девках просидеть!».

Сватов обычно начинали засылать через две недели после Успения.

Обычно подмечали, что в этот день ласточки продолжают свой отлет на юг, а у лягушек «зарастает рот», поэтому они перестают квакать.

Считают, что именно с этого дня начинается молодое бабье лето (до 11 сентября), зато солнце — засыпает («засыпается»), то есть, начинает всходить все позже и позже.

Если на Успение в небе появится радуга, то ожидали долгую и теплую осень.

В этот день проходили проводы лета. Это последний летний день: «Успение провожай — осень встречай»; вечером в избах впервые зажигали огонь и ужинали при свете.

Именно с этого дня начинались осенние посиделки, ведь все основные сельскохозяйственные работы уже были сделаны, теперь можно было заняться шитьем и ткачеством.

 

Бабье лето: 2 комментария

    1. admin Автор записи

      Антон здравствуйте. Праздники нам даны для смены обстановки, да и во время праздников человек расслабляется, это тоже очень важно для гармоничной жизни и самое главное общение в не формальной обстановке. В жизни как в природе, все должно чередоваться, тогда она наиболее интересная. Удачи, дерзайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *