Осенины первые. Обычно Осенинами в народном календаре называются не один, а несколько праздников. Как и в случае со Спасами, их три. Первые Осенины празднуют на Семен-день, 14 сентября. Вторые Осенины — на Рождество Богородицы. 21 сентября (этот день считался праздником женщин и женских работ). Третьи Осенины совпадают со днем Феодоры, 24 сентября.
Первые Осенины обычно празднуют в день Симеона Столпника (14 сентября). По старому стилю день Симеона (Семена) Столпника выпадал на 1 сентября т. е 14 сентября по новому. Именно 1 сентября и начинался в допетровскую эпоху на Руси Новый Год.
Поэтому обычно народное название дня — Семен-Летопроводец — подразумевало не только то, что в этот день «провожают» лето, но и то, что заканчивается старый и приходит новый год — происходит смена времен, «смена лет», начинается новолетье.
В Москве обычно новолетье отмечали с большой пышностью. В стольном граде новогодние торжества начинались ровно в полночь: стреляла вестовая кремлевская пушка, звонили все колокола.
Утром царь, помолившись, выходил к Благовещенскому собору лично пообщаться с верноподданными: принимал поздравления, выслушивал жалобы и раздавал милостыню. Великий реформатор, Петр I перенес встречу Нового года на январь, эта традиция и дошла до наших дней.
«А когла хлеба созрели. когда яблони родили, мы застольем проводили все что встретили в апреле.
Где межа зимы и лета, там Печальницы-Осины от души плеснули цвета – Осенины, Осенины». Д. Сухарев.
Но народные обычаи остались, и люди продолжали придавать Семенову дню важное значение рубежной даты.
Считалось, что на этом рубеже нечисть приобретает особую силу и изо всех сил стремится навредить людям, поэтому накануне Семенова дня выполнялись специальные ритуальные обряды.
Например, устраивали ритуальные «опашки» («запашки»): проходило это так — каждый поселянин с молитвою делал одну борозду вокруг своего поля, а также одну вокруг деревни. При этом произносили специальные ритуальные заговоры и пели необходимые песни.
«Смерть ты, коровья смерть выходи из нашего села, из закутья, из двора мы тебя огнем сожжем, кочергой загребем, помелом заметем, и попелом забьем! Не ходи в наше село, чур, наших коровушек, чур, наших Буренушек!».
Считалось, это ритуальное действие защитит деревню, поля и посевы от происков злых духов, а самое главное, убережет скот от падежа и «коровьей смерти».
Накануне вечером, еще до захода солнца, брали в руки горящую головню, крест и икону. Читая молитву, совершали ритуальные действия. Обходили весь дом, хозяйственные постройки, а также сад, огород и двор, после чего гасили все огни в доме, светил только огонек лампады.
Наутро же, с наступлением нового дня и Нового года, заводили новый, «чистый», огонь, произнося при этом специальные ритуальные приговоры. Иногда новый огонь разводился при помощи двух дощечек, из которых хозяевам огонь нужно было «вытереть».
Существовали в этот день и особые обычаи. Например, люди не ходили рыбачить, так как верили, что на Семен-день из воды появляется опасная для человека рыба — «угорь», вместе с которой водяной насылает на человека болезни и порчу.
Обычно все старались держаться подальше от реки из опасения, что на Симеона ужи выходят на берег и «ходят по лужам на три версты», то есть играют и резвятся. И если наступить на беззаботно играющую змею, пусть даже нечаянно, это обернется для человека бедой.
Наши предки обычно старались приурочивать к дню Семиона все торговые и хозяйственные договоры и сделки, погашали взносы и назначали суды.
По поверьям, обычно все предпринятое именно на этот срок будет сопровождаться удачей. Именно поэтому в этот день: устраивали переезды и новоселья; праздновали осенние свадьбы (благоприятный для свадеб период продолжался вплоть до Гурьева дня — 28 ноября); осуществляли ритуальные обряд перехода детей «от младенчества» и в «отрочество»: мальчики, достигшие семи лет, «постригались» (посвящались) в отроки. Достигших трех лет впервые сажали на коня, после чего их уже не считали младенцами. На этот счет существовала пословица: «на Семена дитя постригай и на коня сажай, и на ловлю в поле выезжай».
Обычно именно в этот день выезжали в поле притравливать зайцев и лис — первый праздник «псовых охотников». Считалось, что от «Семеновского выезда лошади смелеют, а собаки добреют и не болеют»; начинали посиделки-супрядки, во время которых девушки пряли. На посиделки приходили и парни. Супрядки продолжались обычно до дня Благовещения.
И, конечно же, в день новолетья люди обычно совершали различные благотворительные дела: раздавали милостыню нищим на улицах, одаривали подарками людей в приютах и даже в тюрьмах. Новогодье встречали весело — играми, хороводами и обильным столом.
Приметы дня. Время с Семенова-дня по 21 сентября называли бабьим летом бабий праздник и бабьи заботы. Сельскохозяйственные же работы к этому дню уже заканчивались.
«Семен день — семена долой» (семена вываливаются из колосьев). «Семен день — семена долой: грех хлеб сеять». «Коли на Семен-день не убрали колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь». «До обеда паши, а после руками маши». «В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони».
Зато в этот день снимают бахчевые (арбузы, дыни) и начинают копать картофель. Хозяйки обычно солят огурцы.
Обычно отмечали, если Семен-день выдастся теплый, то теплым окажется не только все бабье лето, но и зима. Хотя подмечали и другое. «Бабье лето ненастное — осень сухая, бабье лето сухое — осень ненастная». Говорили и так: «на первый день бабьего лета серо и пасмурно — осень будет долгая». Глядели, как ведут себя пауки: если спокойно ткут свою паутину, то осень выдастся теплой и тихой, а вот зима — непостоянной.
Смотрели и на диких гусей: если они улетали в день Семена-Летопроводца, то обычно ожидали ранней зимы, но если еще оставались в родных краях, а домашняя птица при этом щипала траву на полях, то были убеждены, что грядущая зима в этот год будет теплой.
Жизнь быстротечна, а такие ценности живут вечно: — «И, конечно же, в день новолетья люди совершали различные благотворительные дела: раздавали милостыню нищим на улицах, одаривали подарками людей в приютах и даже в тюрьмах. Новогодье встречали весело — играми, хороводами и обильным столом». Значит жизнь продолжается. Удачи Вам.
Варвара здравствуйте, Вы правы. Пока будут люди творить добро, жизнь не прервется. Ведь на добре и любви стоит мир. Спасибо.