Сватовство скрепленное

По жизни рука об руку. После обряда рукобития невеста считалась просватанной, запорученной, сговоренной. Затем наступал торжественный ритуал. Мать брала ее за руку и «отдавала» дочь жениху, то есть подводила к нему со словами: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать».

Жених принимал от будущей тещи руку невесты. После того, как молодые люди брали друг друга за руки, договор считался скрепленным уже и согласием молодых. Иногда сразу после этого жених сжигал очес на прялке невесты. Это называлось «сжечь девичество».

Затем обычно наступал черед обменяться подарками. Невеста традиционно подносила жениху собственноручно вышитое полотенце, а жених — кольцо с камешком, шкатулку со швейными принадлежностями, красивый шелковый платок и сладости.

При этом жених спрашивал у невесты, какой подарок она хотела бы получить от него на свадьбу. Оригинальностью ответы девушек не отличались: аленький цветочек никто не просил, чаще всего ограничивались красивыми сапожками или отрезом материи.

После решения всех этих вопросов приглашались гости — подружки невесты. Начинались шутки да игры.

Решали и организационные вопросы, распределялись свадебные чины. 

На свадебных чинах стоит остановиться подробнее. Предстоящая свадьба воспринималась, как княжеский пир, а жених и невеста на этом пиру были князем и княгинюшкой. Как и у настоящего князя, у жениха на свадебном пиру присутствовали:

большие бояре — самые близкие родственники и самые почетные гости;

меньшие бояре — дальняя родня и все остальные гости;

дружка — вопреки нынешнему порядку, это не был юморист и заводила праздничного веселья, а знахарь, который «берег» свадьбу от злого колдовства.

Иногда его звали — вежливец. Как правило, дружкой был женатый человек, прекрасно знающий всю очередность необходимых свадебных обрядов.

Атрибутом дружки являлся кнут, которым, как считалось, он мог отогнать все, что помешало бы счастью молодых. Обязательным предметом также являлось полотенце, перевязанное через плечо. Иногда полотенец было два (и от жениха, и от невесты), и он был ими перевязан крест — накрест;

полудружье — помощник дружки;

подневестница — одна из незамужних подружек невесты (обычно ее лучшая подруга или младшая сестра);

подженишник — один из холостых друзей жениха (как правило, лучший друг).

В обязанности подневестницы и подженишника ходило держать во время венчания над молодыми венцы.

Иногда подженишками и подневестницами называли всех холостых друзей и подруг, приглашенных на свадьбу, а тех, кто держал венцы во время венчания, величали тогда большими или первыми;

тысяцкий — это начальник свадебного поезда. Им всегда становился дядя жениха;

снарядиха — замужняя родственница невесты, которая ее наряжала и причесывала.

постельница — здесь надо пояснить, что когда-то постель входила в обязательное приданое девушки и ее перевозили вместе с невестой в дом молодого мужа. Постельница же, роль которой доверяли обычно замужней родственнице невесты, на всем пути охраняла постель молодых от порчи или сглаза.

Главных участников традиционной русской свадьбы можно было узнать по их одежде. Мало того, что она вообще была нарядной, так еще и украшалась лентами, цветами, платками или рушниками.

Обычно после рукобития невеста считалась просватанной, запорученной, сговоренной. Мать брала ее за руку и «отдавала» дочь жениху, то есть подводила к нему со словами: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать».

Хотя свадьба и почиталась за большое счастье, все равно девушка, после того как становилась невестой, должна была «кручиниться» по своей уходящей девичьей воле.

Вот и принималась она плакать да причитать, при том считалось, что чем больше она будет «страдать», тем легче и счастливее окажется ее семейная жизнь.

Все потому же и одевались девушки-невесты в темные, мрачные одежды, переставали расчесывать волосы и не плели косы.

Со дня рукобития девушка никуда со двора не выходила, ее полностью отстраняли от любых домашних дел, она была занята окончательной подготовкой своего приданого.

Многое в этом приданном девушка готовила себе сама, начиная этим заниматься уже лет с десяти. Ткала и вязала, шила и вышивала рубашки, сарафаны, полотенца, рушники, занавеси, постельные принадлежности, половики, салфетки, одеяла…

Все это дожидалось своего часа в заветном сундуке.

В последние перед свадьбой дни девушка со своими подружками (каждодневно приходящими теперь к ней в гости) ко всему своему богатству доделывала еще несколько вещичек,

как правило, это были подарки для жениха и новых родственников, «чтобы не было ей укорушки от своего друга милого». Назывались такие посиделки девичниками, на них пели грустные свадебные песни.

В некоторых местах в эти дни в доме невесты пеклось сдобное печенье, по форме напоминающее сосновые шишки. Это печенье раздавалось всем приглашаемым на свадьбу гостям в качестве приглашения.

Несмотря на то, что девушка из дома никуда не отлучалась, скучно ей не было. Наряду с девичниками, после сговора к ней ежедневно приходил в гости жених со своими друзьями, приносил с собой сладости или орехи, а также небольшие подарки.

Хотя невеста, традиционно, встречала жениха с причитаниями, на предсвадебных посиделках молодежь от души веселилась: пела песни и устраивала игры. Проводились такие вечеринки вплоть до последнего предсвадебного дня.

Со двора на улицу девушка — невеста выходила лишь в последний день перед свадьбой, «проститься» с родными местами.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *