Свадебное утро

В Свадебное утро в доме невесты и жениха шли приготовления с соблюдением обычаев и ритуалов.

В доме невесты продолжалось прощание с родительским домом.

Подруги и родственницы нарядно одевали невесту (при этом в подол ее платья обязательно втыкали булавку, от сглаза), богато украшали и убирали ее волосы в одну косу.

А серьги в уши невесте непременно вдевала счастливая в своей замужней жизни женщина, считалось, что это принесет семейное счастье и невесте.

Когда невеста была готова, родители благословляли ее иконой Божией Матери.

В доме жениха были свои заботы. Друзья и родственники заканчивали подготовку свадебного поезда:

в тщательно расчесанные гривы лошадей вплетали ленты; дуги и сбруи украшали бубенцами и колокольчиками, а сани выкладывали нарядными домоткаными дорожками и полотенцами, на сидения же клали мягкие подушки.

Мать расчесывала сыну волосы, таким образом он как бы прощался со своим холостячеством.

Крестная мать, чтобы уберечь жениха от сглаз,: сажала его на квашню (бочонок для замеса теста) и крестообразно вырезала из его волос пряди.

Одевался жених во все новое: рубаху, сшитую и вышитую невестой, и подпоясывался сотканным ею кушаком.

И дом жениха, и дом невесты украшался и внутри, и снаружи — цветами, лентами, кружевами, полотенцами и рушниками.

Наступала, наконец, пора ехать за невестой. К невесте отправлялся целый свадебный поезд: ехал сам жених,

его «дружина» (друзья), а возглавлял «дружину» один из самых близких родственников — «старший боярин» (обычно крестный отец).

Обычно перед отъездом поезд осыпали хмелем или орехами (традиционные символы плодородия).

Отъезд благословлялся иконой Христа Спасителя или Святого Николая Угодника.

Стоит отметить, что, какой бы зажиточной ни была семья жениха и сколько бы лошадей в хозяйстве ни было, обычай предписывал для свадебного поезда предпочтительнее брать лошадей у соседей.

Ехать под венец на конях из собственной конюшни считалось плохой приметой.

Количество запряженных в свадебный поезд лошадей могло быть разным, но непременно нечетным.

Как уже упоминалось, свадебный поезд богато украшался колокольцами и бубенцами, и считались они не просто украшением, но и действенным оберегом.

«Звенят колокольчики — не пристанет злая сила, злой глаз, злой помысел».

По дороге к дому невесты процессии обязательно перекрывали путь. И происходило это, как правило, неоднократно. Чтобы проехать дальше, жених должен был откупаться — деньгами, вином или водкой.

Одаривал он угощением и тех сельчан, которые встречали свадебный поезд ружейными выстрелами в воздух (тем самым они делали доброе дело — отпугивали нечисть).

Последнюю остановку делали перед домом невесты, так как ворота всегда были заперты. Нужно было уговорить мать невесты их открыть. Жених с «дружиною» добивались этого шутками, прибаутками, подарками.

Наконец, ворота открывались, и мать невесты выходила к будущему зятю в надетом шиворот-навыворот тулупе и с подносом в руках. На подносе стояли четыре стопки водки. Но выпивал жених лишь одну. Остальные выплескивал: через правое плечо, через левое плечо и под ноги.

Затем в дом заходил дружка (жених с друзьями оставался у ворот), угощал всех присутствующих вином и осведомлялся, готова ли невеста.

При этом дружка «выкупал» место для жениха за столом, а также сплетенную из соломы или льна «девичью косу», которую продавали младшая сестра или брат невесты. Редко дружка платил за это деньгами, чаще всего откупался сладостями или девичьими лентами.

Стоит отметить, что в ряде мест выкупалась не льняная коса, а настоящая, вернее, даже не коса, а выстриженная из волос невесты прядь.

После этого и жениху уже можно было войти в дом.

Все столы там уже ломились от яств, но прежде, чем сесть за стол, жениху и невесте предстояло пройти ритуальный обряд сводов, символического соединения.

Совершались своды под ритуальные и обрядовые песни. Родители невесты благословляли жениха и невесту, а дружка перевязывал их соединенные руки полотенцем или платком. После чего молодые люди должны были троекратно обойти какой-либо круглый предмет, например, кадку.

Лишь после завершения ритуала все садились за стол, причем жених и невеста обязательно сидели на шубе (шуба символ богатства, чем она мохнатее, тем богаче молодые жить будут).

Пир в доме невесты обычно длился недолго, ведь основные гуляния (в том числе и свадебный пир) в те времена проводились в доме жениха.

Обычно по окончании застолья, когда все вставали со своих мест, невеста тянула за собой скатерть, веря, что таким образом поможет выйти замуж подругам и своим сестрам.

Когда жених с невестой выходили из дома, c ними проводили ритуал : их переводили через горящую лучину. Это делалось как защита от порчи.

 

Свадебное утро: 2 комментария

  1. Таисия

    Здравствуйте Любовь. Очень красивые и привлекательные ритуалы. Я знаю что многих, в том числе и моих подруг, родители благословляли иконами. Думаю для таких значимых торжеств, которые запоминаются не только молодым, но и гостям, приемлемы. Можно только их сделать более современными.

    1. admin Автор записи

      Здравствуйте Таисия. Согласна с Вами на счет благословения родителями, ведь это своего рода принятие нового члена семьи, а значит получив благословение, молодые всегда могут получать всякого рода поддержку от родных. Да и новый член семьи чувствует себя более комфортно, когда к нему относятся доброжелательно. Ведь не зря же говорят — в обычаях заложен глубокий смысл жизни. Спасибо на добром слове.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *