Свадебный пир

Свадебный пир проходил согласно всем русским традициям, обычаям и с соблюдением обязательных ритуалов. Обычно первой встретить молодых выходила мать жениха, так же одетая в вывернутый тулуп. Она посыпала молодых зернами пшеницы (символ богатства и благополучия) и хмелем (чтобы у молодоженов родилось много деток). 

Затем Обычно к ней присоединялся отец жениха, чтобы уже вдвоем благословить детей иконами Иисуса Христа и Матери Богородицы. После этого молодых вводили в дом и усаживали за свадебный стол, в красный угол — «под образа». Согласно обычаям они должны были сидеть лицом к двери, тесно прижавшись друг к другу, «чтобы между ними ни одна кошка не пробежала». И вновь, как и в доме невесты, сидели на мохнатой шубе (для богатства). Гости кричали: «Горько!», молодые в ответ должны были целоваться. Веселое застолье с песнями и танцами продолжалось до полуночи.

Кушаний на свадебном столе обычно должно быть столько, чтобы и после того, как пир закончится, еда оставалась. Подробно хотелось бы описать свадебный, или «княжий» стол. Он непременно должен был быть богатым. Обычно на нем предполагались щи, холодец, рыбные и куриные пироги, медовуха. Кушаний на свадебном столе должно быть столько, чтобы и после того, как пир закончится, еда оставалась. Таково следование примете, обычаям, в данном случае говорящей, что молодая семья никогда не будет голодать. Любая русская хозяйка, чтящая традиции, обычаи считала, что свадьба не свадьба, если на столе не будет трех жареных блюд, приготовленных из домашней птицы (например, курицы или утки) или из барана.

Молодоженов изобилие стола обычно практически не касалось: они сидели чинно, ели и пили совсем немного. При этом в знак того, что с этого дня они как бы стали одним целым, им приходилось довольствоваться одной ложкой на двоих и одной чашей. Примерно через час после начала празднества молодоженов отводили в спальню (или какое-либо другое помещение — в баню, на сеновал и др.). Помещение это звалось «холодной комнатой». Сопровождали молодоженов самые почетные гости и, непременно, сват, сватья и дружка, ведь, не забывайте, дружка — главный специалист по свадебным обрядам.

Смена прически и головного убора обычно означала изменение социального статуса молодой женщины: платок становился символом замужества. Обычно перед уходом в спальню молодую жену «окручивали»: прикрыв ее от чужих глаз, свахи делали женскую прическу (например, плели две косы — в знак уважения двух родов — и укладывали их вокруг головы), после чего покрывали платком. Смена прически и головного убора означала изменение социального статуса молодой женщины: платок становился символом замужества.

Молодого человека, вступающего в брак, называли молодым. Девушку же величали молодой (молодухой). Молодого человека, вступающего в брак, по русской традиции называли сначала женихом, после венчания и на пиру князем, а затем молодым. Девушку же до свадьбы величали невестой или сговоренкой, на свадьбе она становилась княгиней, а затем молодой (молодухой). Спальня (или отведенная под нее комната, где молодожены проводили брачную ночь) готовилась и убиралась особенным образом. Из стен торчали стрелы, по углам лежали звериные шкуры, на лавках стояли горшки с медом, а также лежали калачи, рыбный пирог или курица. Было припасено и вино. На брачном ложе лежал 21 сноп соломы, при этом иногда в соломе была спрятана скалка.

Обычно новоиспеченные муж и жена обязательно, по ритуалу, съедали вместе кусок рыбного пирога или курицы. На постель сначала ложились сваты, якобы проверить, «мягко ли ложе». Вставали же они с постели, уступая ее молодым, только после того, как молодая жена заплатит выкуп — преподнесет им угощение. Да и сами новоиспеченные муж и жена обязательно, по ритуалу, съедали вместе кусок рыбного пирога или курицы. И лишь затем наступало приготовление к брачной ночи. Жена должна была снять с мужа сапоги, это делалось в знак ее будущей покорности воле супруга.

Обычно хорошей приметой считалось, если молодая угадает, в каком сапоге спрятан пятак, и первым снимет именно его. В голенище одного из сапог была непременно спрятана медная денежка, пятак, — первый и символический подарок мужа. Эта монетка являлась как бы обещанием обеспечить семейный достаток. При этом хорошей приметой считалось, если молодая угадает, в каком сапоге спрятан пятак, и первым снимет именно его. Тут уже безусловно верили, что всю жизнь она будет жить в довольстве. Когда сапог  был снят снимала второй сапог, молодой супруг вынимал (либо супруга сама ему преподносила) традиционный «атрибут» власти мужа — плетку. Плеть эту ему, кстати, дарил не кто иной, как отец невесты. Плетью муж три раза слегка ударял жену по спине, для того чтобы после никогда ее больше не бить.

После выполнения всех этих ритуалов гости из опочивальни уходили. Оставались лишь самые близкие, маг — вежливец и сватья, которые и укладывали молодых в постель, посыпая их при этом хмелем и зерном. Дружка с ритуальными заклинаниями. «Слово мое крепко, дай Бог совесть и любовь, да великое счастье» — в последний раз обходил ложе новобрачных. Затем молодых оставляли одних до утра. Их комнату запирали, а ключ отдавали тысяцкому. Гости же продолжали свадебный пир.

Второй день свадьбы обычно назывался «пирожными столами». Молодой жене в этот день предстояло проявить свои кулинарные таланты: настряпать пирогов. Вообще проверялись многие ее хозяйственные умения, например, мести дом. Разумеется, сделать это нужно было как можно более тщательно, ведь за работой уже внимательно следила свекровь. Именно во второй день наконец-то разрезали и угощали гостей ритуальным свадебным караваем, который пекли в доме невесты за день до свадьбы.

Обычно очень часто, в добавление к караваю, в доме невесты готовили слоеный пирог-курник, который украшался головой петуха или куриными перьями. А еще, так же на второй день, молодая жена подносила каждому гостю на подносе по рюмке водки, И каждый целовал новобрачную и одаривал подарками или деньгами.

Бывало, свадебный пир продолжался и на третий день, на четвертый, пятый. Но веселье пришло теперь уже в дома родственников и знакомых четы. Называлось это «отводины» — молодые супруги ходили по гостям. К слову, на четвертый день после свадьбы зять с молодой женой обязательно приходил на блины к теще… И затем наступала обычная жизнь, со своими радостями и заботами.

Обычно если молодая чета попадет под дождь или под снег, то это предвещает большое счастье. Верили в этом случае, что в семейной жизни «им ни разу не придется плакать». Булавка из свадебного платья невесты приносит ее подругам скорую свадьбу. Если на свадьбе бьется посуда, это к счастью.

 

Свадебный пир: 2 комментария

  1. Дарья

    Действительно очень хорошие обычаи с глубоким смыслом, красивые,веселые ритуалы. Кто проводит такие праздники, вряд ли им придет в голову — расстаться, ведь такие праздники объединяют два рода, не только молодых. Молодые посидят, вспомнят праздник , да и улыбнуться, что это мы в самом деле… Хорошие традиции. Удачи Вам.

    1. admin Автор записи

      Дарья я с Вами согласна.Обычаи у нас очень даже хорошие и ритуальные сопровождения к ним имеют глубокий смысл. Жизнь наша постоянно меняется, так и должно быть, но все хорошее из прошлого, конечно применительно к современной жизни, желательно не забывать и по возможности использовать. Спасибо за пожелание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *