Обычно 27 ноября отмечается — день памяти апостола Филиппа. А со следующего дня обычно до самого Рождественского сочельника и наступало время поста.
Филипп был одним из 12 учеников Спасителя. После Вознесения Господня апостол Филипп проповедовал слово Божие в Иудее, Греции, Сирии, Малой Азии.
В городе Иераполе Фригийском он посрамил жрецов языческого храма, посвященного змеям, и был за это распят на кресте, приняв кончину подобно своему Божественному учителю.
По легенде, после того как апостола распяли на кресте, остальные апостолы наложили на себя 6-недельный пост, молясь о его душе.
Так и возник Филипповский пост, который, ввиду того, что заканчивается в канун Рождества Христова, носит еще и название Рождественского.
На Руси этот пост называли «холодным», ведь выпадал он на морозное время года.
Перед постом заговенье. День Святого Филиппа является днем заговенья (подготовки к посту), то есть православный россиянин в этот день последний раз перед постом позволяют себе употреблять скоромную пищу.
По этому поводу накрывается богатый стол. В народе этот день принято было называть «пельменным заговеньем». На заговенье перед «холодным» постом, родители, имеющие замужних дочерей, приглашали их с семьями к себе в гости, приходили на пельменное заговенье кумовья, заглядывали в гости и соседи.
А со следующего дня до самого Рождественского сочельника и наступало время поста.
Но на Филиппы крестьяне не только сами заговлялись, но по старинным обычаям они еще и заботились о дедушке-домовом и его семействе. Вечером Филиппова дня хозяева выносили во двор немного еды со словами: «Царь домовой, царица домовая, с малыми детками, милости просим с нами заговлятъ».
Произнеся эту присказку, люди возвращались в избу ужинать, предварительно поклонившись до самой земли всем четырем сторонам света. Кланяясь, не крестились.
Часть оставшегося ужина прикрывали скатертью и оставляли на столе опять же для домового с домовихой и их деток, а часть раздавали нищим.
Обычно со дня Филиппа приходил конец осенним свадебным неделям, после него свадьбы начинали играть лишь после святочного периода.
При этом про Филиппов день говорили в народе: «Филипп не ко всем прилип», имея в виду незамужних и неженатых парней и девушек, не сумевших до сей поры найти себе пару.
Зимние заботы. И конечно же по обычаю к Филиппову дню женщины изготавливали для себя традиционную куклу-оберег — «Филипповку». Еще одно имя этой куклы — «многоручица»: ведь у нее имелось целых шесть рук (три с правой, три — с левой стороны).
Эта куколка была призвана обеспечить успех в традиционных женских работах, считалось, что она магическим образом помогает и по хозяйству управиться, и за детьми приглядеть, да и в рукодельных делах подсобить.
С Филиппова дня начинали молотить. Работа требовала большой тщательности. «Через сноп не молотят». «Свесив рукава, снопа не обмолотишь». «Что смолотишь, то и в амбар положишь».
Судили о днях близких и далеких по погодным приметам.
Если на Филиппа пасмурно, а деревья одеты в иней, то на следующий год ожидали хорошего урожая хлебов.
Ясный день Филиппа ничего хорошего крестьянину не предвещал, ожидали плохого урожая. Снег в этот день сулил ненастный май. Карканье воронья предвещало оттепель.
Со дня Филиппа начинается «волчий месяц», когда серые хищники собираются в стаи и от этого смелеют: подходят почти вплотную к деревням и нападают на людей, оказавшихся, к несчастью, на дороге в одиночестве.
К этому времени на дворе стоит уже самое настоящее глухозимье.
Филиппов день последний, когда нечисть открыто гуляет по белу свету. По старинным поверьям, с началом поста вся она прячется под землю и будет там находиться до начала Святок.