Спас на холсте (Нерукотворный Образ)

Обычно 29 августа (16 августа по старому стилю) православная церковь отмечает День перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа. В народе праздник называют Спасом на холсте. Нерукотворный Образ Иисуса Христа из города Едессы, что в Сирии, в Константинополь, столицу Византии, был перенесен в 944 году от Рождества Христова. Обретение же образа произошло еще в более давние, евангельские времена, когда Иисус Христос и его ученики проповедовали Законы Божии среди людей.

По преданию, Авгарь, правитель сирийского города Едессы, страдал проказой. Узнав о чудесах, творимых Иисусом Христом, Авгарь написал Спасителю послание с просьбой прийти в Едессу и помочь ему излечиться от ужасного недуга. Свое письмо правитель передал с живописцем Ананием, отправлявшимся в Палестину. По просьбе Авгаря художник должен был также исполнить портрет Спасителя.

Прибыв в Иерусалим, Ананий отправился на площадь, где Иисус проповедовал толпе. Людей было так много, что художник не смог пробиться к Спасителю. Он поднялся на возвышение, но и оттуда не смог разглядеть лица Мессии. И тогда Иисус сам заметил его и подозвал к себе, назвав по имени. Когда Ананий подошел к Христу, Сын Божий протянул ему письмо для Авгаря, в котором обещал прислать к правителю ученика, который исцелит его. Затем Спаситель попросил принести воды, чтобы умыться. После умывания он вытер лицо полотенцем из холста, и художник с изумлением увидел, что на холсте отпечатался образ Христа.

С полотенцем и письмом Иисуса Ананий отправился в обратный путь. Как только Авгарь взял у него из рук послание и полотенце с Нерукотворным Образом, то сразу почувствовал облегчение. Но окончательно избавил правителя от болезни 70-летний апостол Фаддей, вскоре пришедший в Едессу по поручению Учителя. Святой Фаддей окрестил жителей города и самого Авгаря, после чего правитель написал на холсте со Святым Образом слова: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится». Нерукотворный Образ был укреплен над воротами при входе в город.

Проходя сквозь ворота, жители Едессы кланялись Святому Образу, и обычай этот сохранялся долгие годы. Но один из потомков Авгаря, отвратившись от истинной веры и впав в идолопоклонство, решил снять Нерукотворный Образ. Тогда Господь ниспослал епископу Едессы видение, в котором приказал спрятать Образ. Темной ночью епископ вместе с помощниками отправился к городским воротам. При свете лампады священнослужители закрыли Образ глиняной доской, а нишу, в которой стояла святыня, заложили кирпичом.

Сменялись поколения, и жители Едессы забыли о Нерукотворном Образе. В 545 году персидский царь Хозрой II со своим войском напал на Сирию. Едесса была взята в осаду. Под натиском врага город должен был пасть, и тут епископу Евлавию явилась Богородица, указавшая, где укрыт Нерукотворный Образ. Царица Небесная велела открыть его, чтобы спасти город.

Когда кирпичи разобрали, оказалось, что лампада, зажженная много лет назад, все еще горит. Перед людьми предстала глиняная доска, на которой чудесным образом отпечаталась зеркальная копия лика Христа, а за ней был и сам Нерукотворный Образ.

Достав святыню, защитники города прошли с ней по городским стенам, и случилось чудо: армия персов сняла осаду и отступила.

В 630 году Едессу захватили арабы. К тому времени весть о Нерукотворном Образе достигла самых дальних селений Востока. Завоеватели, наслышанные о чудесной святыне, не мешали жителям города поклоняться ей.

Спустя несколько столетий, в 944 году, византийский император Константин Багрянородный (912-959) выкупил Нерукотворный Образ у едесского эмира. Вместе с письмом Христа Авгарю святыня была доставлена в Константинополь, ставший к тому времени столицей православия. 16 августа того же года Образ был установлен в фаросском храме Пресвятой Богородицы.

Дальнейшая судьба Нерукотворного Образа несколько туманна. По одной из легенд, в период между 1204 и 1261 годами святыня попала к крестоносцам, но судно, на котором перевозили Образ, затонуло в Мраморном море во время шторма. По другой версии, Нерукотворный Образ цел и невредим. В 1362 году он был передан в монастырь Святого Варфоломея в городе Генуя, где до сих пор бережно хранится монахами.

Столь разнящиеся объяснения порождены существованием нескольких отпечатков лика Христа. Согласно Прологу, Нерукотворных Образов было четыре. Кроме Едесского, есть сведения о Камулианской святыне и Образах при императоре Тиберии и «на керамии».

В Русской православной церкви Нерукотворный Образ — одна из самых почитаемых икон. Эту святыню можно было увидеть на полковых знаменах. При входе в церковь верующие читали тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *