Пояс

Обычно в быту и ритуальных обрядах русских поясу издавна придавалось большое значение. Мужчине без пояса считалось находиться на народе, в обществе крайне неприличным. Распоясать человека означало обесчестить его. Снятием пояса был оскорблен на пиру внук Дмитрия Донского князь Василий Косой (середина XV в.),  что послужило предлогом к войне. Обычай  носить пояс, по архиологическим  и  письменным свидетельствам, существуют  с  V в. н.  э.  Пояс считался символом достатка, чести и мужества. Обычно с древнейших времен человеческого общества пояс, видимо, рассматривался как некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и  удаче того, кто его  носит

Какие существовали и сущестуют пояса, как и из чего их изготавливали,  как  и кто их  носил и чем является пояс  для людей?  В V в. до н. э. Геродот  записал в Причерноморье скифскую генеалогическую  легенду:   Геракл   оставил сыновьям  в  наследство пояс и лук. Только один сын — Скиф  сумел натянуть этот лук,  и наследство досталось ему — родоначальнику скифских царей. Интересно,что образцы  скифских  поясов  встречены  археологами  в погребениях  и  зафиксированы  памятниками  изобразительного  искусства.  На всех скифских каменных статуях — памятниках умершим, даже самых схематичных, непременно  показан  пояс.

Интересно так же, что на памятнике под  Днепропетровском  выгравированы  у пояса лук и булава, а на памятнике скифского воина, найденном на Кубани, — кинжал. Пояс выгравирован  на  полутораметровой  диоритовой  скульптуре  в Крыму и на каменном изваянии времен неолита во Франции, причем здесь концы пояса спущены спереди и даже  выгравирована  на  концах  бахрома,  как у мягких поясов.

Интересное собрание  поясов  в  Государственном  Эрмитаже  позволило выяснить, что пояс у скифов состоял из трех слоев кожаного ремня  с  нашитыми пластинками из металла (чаще бронзы). Имеются свидетельства, что и скифские женщины, обычно выполнявшие  мужские  работы,  носили  пояс.

Интересно, что в славянских  курганах  X—XIII вв., принадлежавших  сельскому населению — «смердам», в погребениях обычно находят узкие кожаные пояса с медной пряжкой. обычно пояс издревле являлся хранителем «калиты», т. е. кошелька: на поясе и за поясом хранили оружие. Эта давняя традиция  дошла до XX в. в более расширенном варианте. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись кресало, нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу обычно прикреплялся  карман,  в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, почему со временем такой карман был назван «лакомка».

Так же интересно знать,что терракотовые  статуэтки  мужчин,  найденные  С. П. Толстовым в Хорезме, также были опоясаны по талии. Монументальная живопись архитектурных памятников VI — VIII вв. В Средней Азии и средневековые миниатюры изображают мужчин с поясами. Весьма интересные данные о значении пояса сообщает в своей книге по Самарканду известный этнограф О.А. Сухарева: «Опоясывание верхней одежды символизировало готовность к служению, к действию».

Обычно готовность к профессиональному труду означало опоясывание ученика- ремесленника во время ритуала посвящения его в мастера. Со временем сфера употребления пояса расширяется. Даже в середине XX в. О. А. Сухарева наблюдала,  как  шаманка, приступая к ритуальному гаданию, опоясалась. Древняя традиция устойчиво продолжала бытовать.

Обычно в быту и ритуальных обрядах русских поясу издавна придавалось большое значение. Мужчине без пояса считалось находиться на народе, в обществе крайне неприличным. Распоясать человека означало обесчестить его. Снятием пояса был оскорблен на пиру внук Дмитрия Донского князь Василий Косой (середина XV в.),  что послужило предлогом к войне.

Обычно о большом значении, которое придавалось  поясу,  свидетельствуют меткие народные выражения, связанные со словом «пояс». Например, «распоясаться» означает  утратить  приличие  поведения.

 По  русским  поверьям,    ходить   без   пояса   было   так   же   «грешно»,  как  и  без  креста.  В  русском  фольклоре  «без  креста,  без  пояса»  появляются  отрицательные  герои.

Обычно с древнейших времен человеческого общества пояс, видимо, рассматривался как некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и  удаче того, кто его  носит. Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные  книги  простонародной  медицины, где пояс рассматривался как оберег: «А от всех колдунов и от всякой порчи носят на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство».

Интересно, что Самуил  Коллинз,  проживший  девять  лет  в  Москве  при  дворе Алексея Михайловича, отмечал, что русские верят, что пояс придает силу, поэтому, писал он, «Ни мужчины, ни  женщины  не ходят без поясов под страхом небесной кары». В первоначальной стадии пояс являлся сам по себе магическим объектом. В быту русских крестьян он и в XIX в. признавался оберегом, с чем связано и ритуальное опоясывание новорожденного во время крещения. Родившийся человек получал талисман, с которым проходила вся его жизнь.

Пояс: 2 комментария

  1. admin Автор записи

    Спасибо.Я рада что Вам понравилось.Обычаи так в себе много таят, как мифического, так и полезного, с точки зрения — жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *