Традиции, обычаи, ритуалы, отношение к поясу, его роль, заговоры, магическое значение пояса, благословение родителей: все это передавалось по наследству из поколения в поколение на Руси. Вера в магическое значение пояса имела несомненное место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы.
Старообрядцы, более длительно хранящие древние русские традиции, обычаю носить пояс придавали ритуальное значение вплоть до недавнего времени. Пояс, надетый при крещении на голое тело, носился до кончины и даже в бане не снимался.
Об отношении к поясу как к магическому объекту свидетельствует и такой факт, приведенный в статье Г. С. Масловой. Она пишет, что, по рассказам старожилов из д. Заборье Вологодской губ., священник у них не разрешал венчаться в подпоясанном сарафане. Однако исподку (под сарафаном) невесты все равно подпоясывали.
В Смоленской губ. существовал обряд входа в новый дом: хозяин входил первым, а за пояс втягивал в дом всех членов семьи.
Пояс употреблялся в заговорах от болезни. Больной лихорадкой шел в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье». После чего перевязывал осину своим поясом. Сходные обрядовые действия с поясом прослеживаются по материалам в приграничных с белорусами и украинцами русских селениях.
Хотя со временем пояс приобрел более утилитарное значение, он продолжал играть большую роль в народных гаданиях, обрядах, во многих заговорах и как оберег.
Люди верили, что можно повредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия. Были заговоры на поясе и гадания.
Так, в Вологодской губ. девушки на поясе гадали о своем суженом: к поясу на ночь привязывали замок, запирали его и ключ клали под голову со словами: суженый — ряженый, отомкни меня.
В Смоленской и Калужской губерниях под Новый год хозяйки связывали попарно бытовые и хозяйственные предметы по примете: в наступающем году все в доме будет удваиваться, прибавляться.
Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две таких осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется.
Вера в магическое значение пояса имела несомненное место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах.
В Тамбовской и Псковской губерниях во второй половине XIX в. сохранялся обычай с поясом: во время сватовства на полу перед невестой клали красный пояс в виде круга, и если невеста была согласна на брак, она прыгала с лавки в середину круга.
На Руси пояс служил родительским благословением и передавался по наследству из поколения в поколение. В селениях Сибири есть тканые пояса, пережившие не одно поколение и как память сохраняемые в семьях.
В музеях Тобольска, Омска, Челябинска и других городов фиксировали пояса и опояски, изготовленные почти 200 лет назад и переданные в музеи современными наследниками.
В высших сословиях пояса имели и большую материальную ценность по своему материалу и отделке. В духовной грамоте Дмитрия Донского имеется перечень разных поясов, передаваемых им своим сыновьям. При этом сообщались особенности поясов: например, «с калитою», т. е. кошельком. На поясе и за поясом носилось оружие. В духовной грамоте Дмитрия Донского упоминаются имена мастеров, изготовлявших княжеские пояса.
Сколько народностей столько и ритуалов. Хотя многие из них уже свое отжили, но, все равно, интересно как это было раньше.
На самом деле Вы правы только отчасти…
Ничего себе невесты были в деревнях. А если изба большая и с лавки не допрыгнуть было? Как тогда интересно она выражала свое согласие на брак…
А вообще интересная статья. Хотя многие обычая кажаться непревычными и бесмысленными.
Там было все предусмотрено. Ведь специально вредить невесте никто не собирался.А обычаи несут свой смысл..
clout
Вы правы.