Пояс и ритуалы

Традиции,  обычаи,   ритуалы,  отношение   к   поясу,   его    роль,  заговоры,  магическое  значение   пояса,  благословение   родителей:    все   это  передавалось   по   наследству   из   поколения   в   поколение    на   Руси. Вера   в   магическое   значение   пояса   имела   несомненное   место   и   при   дарении   поясов   во   время    сватовства   и   свадьбы.

 Старообрядцы,  более  длительно  хранящие  древние  русские  традиции, обычаю  носить  пояс  придавали  ритуальное  значение  вплоть  до  недавнего  времени.  Пояс,  надетый  при  крещении  на  голое  тело,  носился  до  кончины  и  даже  в  бане  не  снимался.

 Об  отношении  к  поясу  как  к  магическому  объекту  свидетельствует  и  такой  факт,  приведенный  в  статье  Г. С. Масловой.  Она  пишет,  что,  по рассказам  старожилов  из  д. Заборье   Вологодской   губ.,   священник   у   них  не  разрешал  венчаться  в  подпоясанном  сарафане.  Однако   исподку  (под сарафаном)  невесты   все   равно   подпоясывали.

В   Смоленской   губ.   существовал   обряд   входа   в   новый   дом:   хозяин входил   первым,   а   за   пояс   втягивал   в   дом   всех   членов   семьи.

Пояс   употреблялся   в   заговорах   от   болезни.   Больной   лихорадкой   шел   в   лес,   находил   осину,   кланялся   ей   и   говорил:   «Осина,   осина,   возьми   мою   трясину,   дай   мне   здоровье».   После   чего   перевязывал   осину   своим   поясом.   Сходные  обрядовые  действия  с  поясом прослеживаются   по   материалам   в   приграничных   с   белорусами   и   украинцами    русских    селениях.

 Хотя   со   временем   пояс   приобрел   более   утилитарное    значение,    он продолжал    играть   большую   роль   в   народных   гаданиях,   обрядах,   во многих   заговорах   и   как   оберег.

 Люди    верили,   что   можно   повредить    человеку,   про­изведя   над    его   поясом   различные   колдовские   действия.   Были   заговоры   на   поясе   и   гадания.

 Так,   в    Вологодской    губ.   девушки    на   поясе   гадали   о   своем   суженом:   к   поясу   на   ночь    привязывали   замок,   запирали   его   и   ключ   клали   под   голову   со   словами:   суженый — ряженый,   отомкни   меня.

 В   Смоленской   и   Калужской   губерниях   под   Новый   год   хозяйки   связывали   попарно   бытовые   и   хозяйственные   предметы   по   примете:   в наступающем    году   все   в   доме   будет   удваиваться,   прибавляться.

 Девушки,   желавшие   выйти   замуж,   искали   в   лесу   две   таких    осины,   которые   можно   было   перевязать   одним   поясом,   и   если находили,   то   считали,   что   желание   их   о   замужестве   сбудется.

Вера   в   магическое   значение   пояса   имела   несомненное   место   и   при   дарении   поясов   во   время    сватовства   и   свадьбы.    Если   невеста   передала   жениху   пояс,    то   уже   не   имела  права   изменить   решение   и   отказать   жениху.   Как   правило,   невеста   дарила   жениху вытканный   ею    узкий    шерстяной   пояс   в    красных   тонах.

В  Тамбовской  и  Псковской  губерниях  во   второй  половине  XIX в. сохранялся  обычай  с  поясом:  во  время  сватовства   на   полу   перед   невестой   клали   красный    пояс   в   виде   круга,   и   если   невеста   была согласна   на   брак,   она   прыгала   с   лавки    в    середину    круга.

На   Руси   пояс   служил    родительским    благословением   и   передавался   по   наследству   из   поколения   в   поколение.    В  селениях   Сибири      есть   тканые   пояса,     пережившие   не    одно   поколение   и   как   память    сохраняемые   в   семьях.

 В   музеях   Тобольска,   Омска,   Челябинска   и  других   городов  фиксировали  пояса  и  опояски,   изготовленные   почти   200  лет   назад   и  переданные   в   музеи   современными   наследниками.

В    высших   сословиях   пояса   имели   и   большую   материальную   ценность   по   своему   материалу   и   отделке.   В    духовной   грамоте   Дмитрия    Донского    имеется   перечень   разных   поясов,   передаваемых   им   своим   сыновьям.   При   этом   сообщались   особенности   поясов:   например,   «с калитою»,  т. е.   кошельком.   На   поясе   и   за   поясом   носилось   оружие. В   духовной   грамоте   Дмитрия   Донского   упоминаются   имена   мастеров,   изготовлявших   княжеские    пояса.

Пояс и ритуалы: 6 комментариев

  1. alex

    Сколько народностей столько и ритуалов. Хотя многие из них уже свое отжили, но, все равно, интересно как это было раньше.

  2. Jane

    Ничего себе невесты были в деревнях. А если изба большая и с лавки не допрыгнуть было? Как тогда интересно она выражала свое согласие на брак…
    А вообще интересная статья. Хотя многие обычая кажаться непревычными и бесмысленными.

    1. admin Автор записи

      Там было все предусмотрено. Ведь специально вредить невесте никто не собирался.А обычаи несут свой смысл..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *