Пасхальные обычаи и поверья

Интересно знать, что у русского народа немало обычаев и поверий, связанных с пасхальными днями. Обычаи, поверья, связанные с Пасхой, тесно переплелись с земным, привычным и обыденным. Считалось, что воскрешению Сына Бога в этот день вместе с людьми радуется и само солнце.  На восходе оно «играет», трепещет и красиво переливается разными цветами. «Солнышко скачет на Христов день», — объясняют в народе про это явление. Чтобы увидеть, как солнышко «играет», многие православные не спят в ночь, боясь упустить важный момент. В былые времена, чтобы лучше увидеть «играющее» светило, люди забирались на крыши домов или даже поднимались на колокольню. «Солнышко, ведрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, покатись, Красное, нарядись!»…

Интересно знать, что обычно в российских губерниях с «играющим» солнцем, это важно, не связывали никаких глобальных предсказаний, а просто определяли погоду и урожайность ржи: если солнце «играет», то ожидали хорошего лета; если день Пасхи выдавался дождливым, считали, что рожь добрая уродится. Если же солнышко на Пасху не «играло», например, по причине того, что небо было затянуто тучами, в старину это воспринимали как очень плохой знак и ожидали в тот год многих несчастий.

Обычно особенно ждали на Пасху восхода солнца девушки и старики. Первые на восходе умывались «с золота, серебра и красного яйца», надеясь и разбогатеть, и похорошеть (стать румянее), а также вставали на топор, чтобы стать более крепкими. Вторые расчесывали свои волосы и приговаривали: «Сколько в голове волосков, столько бы было и внучат». Многие старые люди загадывали умереть в Пасхальную неделю, так как были уверены, что ворота в рай в эти дни не закрываются и их никто не охраняет, а значит, умерший, несмотря на все свои прегрешения, попадет прямо в рай. Так же интересно, что обычно девушки, мечтающие выйти замуж, были уверены, что их желание исполнится, если во время пасхальной заутрени помолиться Богу и попросить его послать жениха. Вот они и просили: «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!» или «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!».

И еще интересно знать о том, что на Руси считалось, что нечисть в этот светлый праздник становится особо лютой, поэтому на Пасху из дома на улицу после захода солнца старались не выходить. Знаменитый этнограф С.В. Максимов писал, что в это время «в каждой кошке, в каждой собаке и свинье … видят оборотня, черта, прикинувшегося животным». Во время пасхальной заутрени наши предки высматривали и «опознавали» колдунов. Считалось, сделать это нетрудно: колдуны и ведьмы всегда стоят спиной к алтарю. Интересное также существовало поверье, что обычно в пасхальную ночь можно свидеться со своими родственниками, которых уже нет на этом свете. Для чего после завершения крестного хода нужно спрятаться в церкви (в руках непременно держа свечу). Главное, чтобы спрятавшегося никто не заметил.

Обычно на Пасху пытались искать клады. Верным и надежным средством при их поиске считали пасхальное яйцо. При чем здесь яйцо? А как же, ведь клад обязательно охраняется какой-либо нечистью, а пасхальное яйцо, да еще и освященное в церкви, заставит ее отступить!

Интересно знать и еще о том, что обычно бытовали и иные поверья, говорящие о том, что в день Пасхи земля от нечисти очищается, так как все злые духи прячутся в преисподнюю, боясь справедливого Божьего наказания. Наши предки верили, что во время Всенощной и в первый день Пасхи можно услышать стенания из-под земли: это стонет находящаяся под землей нечистая сила, стонут нечестивцы. Великие муки причиняет им Воскресение Христово. По народным верованиям, и сам дьявол в аду посажен Господом Богом на цепь. Весь год нечистый пытается перегрызть ее, и вот в момент, когда освобождение кажется уже совсем близким — наступает Пасха, в церквах раздается радостное «Христос воскресе!», и цепь снова смыкается.

Обычаи и поверья, связанные с Пасхой, тесно переплелись с земным, привычным и обыденным. Обычно с раннего воскресного утра хозяйки проводили специальные ритуалы: сгоняли кур с насеста, считая, что тогда они будут нести больше яиц; верили, что именно на Пасху можно изгнать из избы зловредных насекомых, для этого, вернувшись с обедни, хозяева устраивали между собой разговор, который, по их мнению, должен был напугать насекомых и заставить их покинуть этот дом. Звучал диалог примерно так: хозяин стучался, а хозяйка, не отворяя дверей, спрашивала: кто там? Я, хозяин твой, и зовут меня так-то (имярек), ну что, жена, чем разговляться будем? Мы-то разговляться будем мясом, сметаной, молоком, яйцами. А клопы-то чем? А клопы — клопами. Крестьяне считали, что даже если клопы после этих слов не уйдут, то обязательно съедят себя сами.

Обычно чтили Светлый праздник и промысловики. Охотники обычно в день Святой Пасхи, и на протяжении всей Светлой седмицы не ходили на охоту, так как были уверены, что «животные тоже празднуют Христово Воскресение», а значит, как и люди, радуются и славят Христа, несмотря на то, что они твари бессловесные. У рыбаков обычно в день Пасхи заботы были о будущем лове. Считалось, что если во время церковной службы при словах священнослужителя: «Христос воскресе!» успеть чуть слышно сказать: «А у меня рыба есть!», то хороший улов на весь будущий год будет гарантирован.

Интересно, что самое главное пасхальное поверье, оно же правило и обычай: не забывать в эти дни о несчастных, нищих, убогих, одиноких. Легенда обычно гласит, что со дня Светлой Пасхи до самого Вознесения Иисус Христос вместе с апостолами ходит по всей русской земле и испытывает людскую доброту, великодушие, милосердие. Добрых людей он вознаграждает, злых — наказывает. Но предстает Христос в эти дни перед людьми не в одеждах царя, а в рубище простого нищего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *