В народе считалось, что свадьба без даров — не настоящая свадьба, все невесты и родители старались готовить дары заранее, и в первую очередь пояса и полотенца. Дары имели престижное значение, как показатель обеспеченности невесты, ее рукодельности и трудолюбия. Вместе с тем подарки делались с целью сближения с семейством мужа и его родными.
Обычно в народе считалось, что свадьба без даров — не настоящая свадьба, а потому все невесты и родители старались готовить дары заранее, и в первую очередь пояса и полотенца. Начиная с первого дня сватовства полотенце выполняет определенную роль в обряде, ритуале. Так, если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним браные или вышитые полотенца; с женихом невеста посылает полотенца его родственникам.
Обычно жениха, подъехавшего к дому невесты, еще сидящего в санях, невестина сваха дарит полотенцем, а в доме невеста дарит его полотенцем.. С этим полотенцем — символом его свадебного чина — дружка не расстается всю свадьбу. Жениха, подъехавшего с дружкой к дому невесты, еще сидящего в санях, невестина сваха дарит полотенцем, а в доме, получив подарок от жениха, невеста дарит его полотенцем.
Полотенцами у русских повсеместно украшали свадебный поезд, полотенце стелили под ноги жениху и невесте во время венчания и оно оставалось в церкви. В Новгородской губ. невеста дарила приехавших дружек жениха полотенцами, которые они тотчас перебрасывали через правое плечо и повязывали у бедра узлом; подружки невесты «перекрещивали» дружек через другое плечо кушаками.
После венца молодая, одаривала полотенцами свекра и свекровь, а также других родственников по указанию свекрови. Полотенцами у русских повсеместно украшали свадебный поезд (перевивали полотенцем дугу, оглобли); полотенце стелили под ноги жениху и невесте во время венчания и оно оставалось в церкви. После венца молодая, войдя в дом мужа, одаривала полотенцами свекра и свекровь, а также других родственников по указанию свекрови.
Во время провожания молодых на брачное ложе молодая опять одаривала свекровь и свекра полотенцами. Ночью молодых ходили проведывать сваха и дружка и приносили соломату — за это молодая одаривала сваху полотенцем.
В первое утро молодая выходила умываться и вешала свое украшенное полотенце — «утренник» — у рукомойника. Этот выход молодой со своим полотенцем в первое утро в доме мужа и в Поморье и в Сибири, как свидетельствуют материалы, был одинаков.
В русских селах молодая привязывала к коромыслу полотенца, как дар провожавшим ее женщинам (свекрови, золовке). Хождение новобрачной к источнику за водой сопровождалось обычно ритуальными действиями, имевшими локальные различия. В русских селах Среднего Поволжья молодая привязывала к коромыслу полотенца, как дар провожавшим ее женщинам (свекрови, золовке).
Еще обычай молодая шла за водой с мужем, дружкой и свахой. Дружка нес в руках пояс — выкуп, который бросал в воду, а молодая доставала пояс и дарила кому-либо из родных мужа. В Валдайском уезде. Новгородской губернии молодая шла за водой с мужем, дружкой и свахой. Дружка нес в руках пояс — выкуп, который бросал в воду, а молодая доставала пояс и дарила кому-либо из родных мужа. Такой ритуал с поясом этнографы наблюдали в 1926 г.
Во всех регионах полотенцами молодой украшали в день свадьбы интерьер в доме молодого, а потом их вешали только по большим праздникам. В Сибири, во время свадьбы, много полотенец молодой развешивали везде — «по стенам на тюричках» на зеркало — «зеркальные», у кровати , на божницу вешали. После свадьбы вешали на пасху, троицу, на престольный праздник. Прошли праздники и убирали полотенца, неужели каждый день в саже их мотать в избе-то?!