Святки

Мы начали со Святок именно потому, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, ритуалов, обрядов, примет и прочего. На Святках мы встречаем странную смесь обычаев из языческого обрядов и ритуалов, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Святки, святые вечера, так обыкновенно называются в России, да и не в одном нашем отечестве, а и за границей, дни празднества, веселья и священного торжества Рождества Христова, начинающегося с 25 декабря (7 января) и оканчивавшегося обыкновенно 5(19) января следующего года. Это торжество соответствовало священным ночам у немцев». По другим наречиям, «святки» означают праздники. Первые дни посвящены благотворениям и торжеству, последние дни проводились в веселье и пиршествах. Бесспорно, что к ритуалам и обрядам языческим, а не иначе, принадлежат гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и — славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою и другими предметами.

Само слово «святки» передает представление о значении святости дней отрадного для христиан события. Но обычаи, ритуалы и обряды вошли в жизнь народа еще в древности, в незапамятные времена язычества, и благодаря этому они не искореняются, а существуют, хотя и в разных, более или менее измененных видах и формах.

В Белоруссии и в Малороссии Святки называют Колядою, Каледою; название сходно с римским Kalendae (от греческого глагола  — «сзывать»). Святки заимствованы от эллинов (греков)

История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, Египте, Греции и Индии. Так, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год, надевали на себя маски и костюмы, соответствующие божествам, и ходили по улицам города, такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом. Точно такие же обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун- Монгол и Угады. У римлян эти праздники назывались «днями Солнца».

Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст протестовали против святочных волхвований и безумных игр (Календ), —  обычаи гадать и наряжаться все-таки сохранились, хотя и в довольно измененной форме.

Даже сам император Петр I, по возвращении из путешествия по России, наряжал Зотова — папом, а других своих любимцев — кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих пели о Святках, ходил с ними к боярам по домам славить.

Известно, что Моисей, как законодатель и истребитель язычества, и его обрядов, воспрещая поклонение идолам, запретил и переодевания, как это делали египетские жрецы.

Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение церкви, на Западе продолжались переодевания в шутовские наряды, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, нередко представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и другие сюжеты. Во время оживленных отношений России с Византийским двором святочные обычаи, как и многие другие, перешли в Россию.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *