Ритуалы брачные, крещения, освещение фруктов… проводили с поясом, полотенцем , разные страны и народы.
По наблюдениям исследователя Н. И. Лебедевой в 1926 г., в селениях Калужской обл., где уже не носили поневу, обряд, связанный с надеванием ее, был перенесен на «надевание красного пояса».
Такой ритуал проводился перед отправлением невесты к венцу и без присутствия мужчин. Во время этого ритуала невеста стояла одетая в венчальную тонкую льняную рубаху, подпоясанную шерстяным красным поясом с кистями.
Ритуал опоясывания сопровождался шутками, часто нескромного характера. Со временем расширяется сфера употребления пояса в обрядовой сфере и на каком-то этапе происходит соприкосновение пояса и полотенца как магических объектов. Сейчас мы еще не можем твердо сказать, когда это произошло, но в XIX в. прослеживается совместное их употребление как оберегов.
В Смоленской губ. бытовало поверье, что овцы будут дружно возвращаться с пастбища домой, если при первом выгоне их после зимы на пороге овчарни расстелить пояс и полотенце, по которым они пройдут на пастбище.
В русских селах Сумской обл., когда молодых клали на постель в первую брачную ночь, дружка связывал им ноги поясом — «чтобы дружно жили», а в русских селах Харьковской обл. — полотенцем.
После проведения ритуала крещения мать новорожденного в знак благодарности одаривала кума и куму — каждому давали по пирогу, завернутому в полотенце и перевязанному шерстяным поясом.
В некоторых приграничных с Белоруссией русских селениях во время венчания под ноги молодым клали пояс и полотенце. И у других народов пояс и полотенце усматривались как равнозначные обереги и талисманы.
Так, в далеком от России Бали в храм может войти человек любой веры, но он должен опоясать себя поясом или полотенцем; русским журналистам вынесли полотенца, и они, выполнив требования ритуала, вошли в храм, где жрец освящал фрукты в корзинах, принесенные женщинами. Был день поминания предков — большой праздник в Бали. Этот пример, как доказательство широты и, видимо, глубокой давности равнозначного бытования пояса и полотенца как магических объектов как у славян, так и других народов.
Пояс и полотенце — предметы крестьянского труда и большого творчества — сопровождали славянина от рождения и до кончины в разных жизненных коллизиях — трудовых и праздничных.
Непременным ритуалом в повседневной жизни являлось полотенце, с ним связано множество примет, берущих начало со времен язычества. Об этом свидетельствуют археологические находки, ранние миниатюры, письменные источники и полевые этнографические материалы.
Полотенце — самый распространенный вид орнаментированных изделий в быту русских крестьян. Б. А. Рыбаков отмечает, что в ранних бронзовых изделиях восточных славян находят имитацию вышитого полотенца с фигурой женской богини.
Исследователи начала XIX в. отмечали поклонение славян старым деревьям, особенно дубам и липам. Поклонение природе, солнцу, сохранившееся со времен язычества, довольно ярко прослеживается в разных регионах и в XX в.
Так, в г. Галиче жители ходили на Поклонную — Ярилину гору, где украшали деревья, водили хороводы, пели песни — славили Ярилу.
Этот ритуал прослеживался и в г. Переславле — Залесском в форме весеннего народного гулянья в небольшой роще на Ярилиной горе, куда приносили узорные полотенца.
Священные рощи с часовнями отмечены также на европейском Севере, куда жители ходили в традиционные дни и также, как в других местах, носили вышитые полотенца.
Культ деревьев, зафиксированный этнографами на Левобережной Украине в первой половине XIX в., в несколько измененном виде продолжает жить на Ровенском Полесье в обряде русального «куста». Куст изображает красивая девушка, празднично одетая и подпоясанная обязательно красными поясками, за которые затыкали ветки березы, липы.
Интересные ритуалы, охотно ознакомился. Теперь встретившись с ритуалом, а кое где они и сейчас бытуют, не буду шокирован тем что делается так как теперь есть понимание события.
Часто такие знания заставляют по другому смотреть на мир…