Ритуал с поясом и полотенцем

   Ритуалы           брачные,     крещения,     освещение       фруктов…     проводили      с      поясом,       полотенцем ,    разные    страны   и   народы.

По    наблюдениям    исследователя    Н. И. Лебедевой        в     1926 г.,       в селениях       Калужской     обл.,     где     уже      не      носили        поневу, обряд,        связанный       с     надеванием      ее,     был      перенесен      на «надевание      красного     пояса».

 Такой    ритуал      проводился     перед    отправлением     невесты     к венцу      и     без      присутствия       мужчин.     Во     время     этого     ритуала     невеста     стояла      одетая      в      венчальную     тонкую    льняную      рубаху,     подпоясанную     шерстяным     красным     поясом       с      кистями.

Ритуал     опоясывания     сопровождался     шутками,      часто нескромного    характера.  Со   временем    расширяется   сфера употребления     пояса    в   обрядовой    сфере   и   на    каком-то    этапе происходит    соприкосновение   пояса   и    полотенца   как    магических объектов.     Сейчас    мы     еще    не    можем    твердо    сказать,    когда    это    произошло,    но    в    XIX в.   прослеживается     совместное      их употребление     как    оберегов.

 В   Смоленской    губ.   бытовало   поверье,   что    овцы    будут    дружно возвращаться    с   пастбища   домой,    если    при    первом    выгоне     их после      зимы    на    пороге     овчарни     расстелить    пояс    и     полотенце,     по       которым     они     пройдут     на    пастбище.

 В     русских     селах      Сумской    обл.,    когда    молодых    клали     на  постель     в    первую    брачную     ночь,     дружка     связывал     им      ноги   поясом  —  «чтобы     дружно      жили»,   а   в   русских   селах    Харьковской   обл. —  полотенцем.

После    проведения    ритуала     крещения   мать    новорожденного   в    знак    благодарности   одаривала   кума    и    куму  —  каждому     давали     по    пирогу,     завернутому    в    полотенце    и    перевязанному   шерстяным        поясом.

 В     некоторых      приграничных    с    Белоруссией    русских    селениях    во    время    венчания    под    ноги    молодым    клали   пояс    и    полотенце.   И    у    других    народов    пояс    и    полотенце   усматривались     как    равнозначные      обереги    и     талисманы.

 Так,   в  далеком   от  России    Бали    в   храм   может  войти   человек любой   веры,   но   он    должен    опоясать    себя    поясом    или полотенцем;   русским   журналистам   вынесли   полотенца,   и   они, выполнив   требования   ритуала,    вошли    в    храм,    где    жрец    освящал   фрукты   в   корзинах,    принесенные    женщинами.    Был    день поминания   предков — большой    праздник    в    Бали.   Этот   пример,     как   доказательство   широты и,   видимо,    глубокой   давности равнозначного    бытования    пояса   и   полотенца    как    магических объектов    как    у славян,    так    и    других     народов.

Пояс и полотенце  —  предметы    крестьянского   труда   и   большого творчества  —  сопровождали   славянина   от    рождения    и    до    кончины    в    разных    жизненных    коллизиях — трудовых    и праздничных.

Непременным      ритуалом   в    повседневной    жизни    являлось  полотенце,    с   ним   связано    множество     примет,    берущих     начало   со     времен   язычества.      Об   этом    свидетельствуют    археологические    находки,    ранние   миниатюры,   письменные   источники   и    полевые       этнографические        материалы.

 Полотенце  —  самый    распространенный   вид    орнаментированных изделий   в   быту  русских   крестьян.    Б. А. Рыбаков отмечает,    что   в ранних     бронзовых   изделиях     восточных    славян    находят    имитацию    вышитого    полотенца    с    фигурой    женской    богини.

Исследователи   начала    XIX в.    отмечали    поклонение    славян   старым     деревьям,   особенно    дубам   и   липам.    Поклонение    природе,    солнцу,     сохранившееся     со    времен     язычества,     довольно      ярко    прослеживается     в      разных    регионах    и   в     XX в.

 Так,   в   г. Галиче    жители    ходили     на    Поклонную — Ярилину    гору, где     украшали    деревья,    водили    хороводы,    пели    песни  —   славили Ярилу.

 Этот   ритуал   прослеживался   и   в    г. Переславле  —  Залесском   в  форме    весеннего    народного    гулянья   в    небольшой    роще   на Ярилиной    горе,    куда    приносили     узорные    полотенца.

Священные       рощи     с    часовнями    отмечены   также    на    европейском      Севере,    куда    жители    ходили   в   традиционные       дни    и      также,      как    в    других    местах,      носили     вышитые     полотенца.

Культ    деревьев,    зафиксированный    этнографами   на    Левобережной Украине   в   первой    половине   XIX в.,    в    несколько     измененном      виде    продолжает    жить    на    Ровенском     Полесье    в    обряде русального     «куста».      Куст    изображает   красивая    девушка, празднично     одетая    и     подпоясанная    обязательно     красными поясками,    за    которые     затыкали    ветки    березы,     липы.

Ритуал с поясом и полотенцем: 2 комментария

  1. Aleksandr

    Интересные ритуалы, охотно ознакомился. Теперь встретившись с ритуалом, а кое где они и сейчас бытуют, не буду шокирован тем что делается так как теперь есть понимание события.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *