Спас-всему час

Обычно в этот день начинался ранний сев озимых: «Первый Спас — первый сев!» «Спас — всему час!»; «от первого от Спаса накопит и мужик запаса». Интересно знать, что на Первый Спас обычно приходил срок сеять озимые  — несмотря на то, что день считался праздником, народные гуляния в этот день устраивались лишь в Москве. В других городах и весях работы на этот день не прерывали, не до гуляний было. Ведь нужно и вспахать, и посеять, и сена вдоволь заготовить: «Август — каторга, да после будет мятовка», — говорили в народе.

Обычно во многих губерниях именно в этот день начинался ранний сев озимых: «Первый Спас — первый сев!» «Спас — всему час!»; «от первого от Спаса накопит и мужик запаса»; «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет» (то есть, покажет, кто раньше начал сеять).

Обычно первый сев озимых сопровождался особыми ритуалами. Перед началом работ устраивались крестные ходы на поля и совершалось освящение семян ржи: их освящали либо в поле, либо у реки, где происходило водосвятие. Над семенами священник читала особую молитву. Освященные зерна каждый крестьянин перемешивал с остальным своим семенным зерном и лишь потом начинал сев. В ряде российских мест освященную горстку зерна с остальным зерном не перемешивали, а просто высевали в борозду первой.

С утра в каждой семье определяли, кто из домашних сделает почин, т. е. ритуал. Это определялось следующим образом. По числу мужчин в семье (от малыша до старика), отваривалось соответствующее количество яиц, и за обедом смотрели, кому досталось более полное яйцо — тот и начинал посев (бросал в ниву первую горсть зерна). Считалось, что в таком случае и «урожай будет полнее». Правда, в некоторых российских губерниях сев начинал самый дряхлый старичок, которому, дав ему в руки горсть семян, говорили: «Посей ты, дедушка, первую горсточку на твое стариковское счастье!». Подмечали, что в сырую погоду рожь сеять нельзя. «Как обмочило оглобли, так и поезжай домой», — говорили в народе.

Обычно в день Первого Спаса люди были заняты не только севом, но и чисткой овинов и гумна под будущий урожай. Заботились не только о себе. Помогали работами вдовам и сиротам (устраивали «сиротские и вдовьи пумочи»), да при этом еще и угощенье с собой приносили, приговаривая: «Ты — за себя, мы — за тебя, а Христов Спас за всех нас»…

Первый Спас обычно называют еще и днем «Соломониды-бабушки» (Соломонии) — мифической повитухи Иисуса Христа. Соломонида особо почиталась матерями и женщинами, готовящимися стать матерью, а также знахарками и повитухами. Имя Соломониды нередко встречается в заговорах, которыми лечили детские болезни. Особо почитали праздник Первого Спаса на Юге России, где овощи, фрукты и злаки созревают раньше, чем в остальных местностях и где к Первому Спасу уборка овощей и хлеба уже подходила к концу. В день Первого Спаса жители южных губерний освящали первые созревшие плоды и золотистые венки из созревших колосьев.

Обычно существовали погодные наблюдения, приметы на Первый Спас меняется погода, становится все прохладнее. «Пришел Первый Спас, держи шубу про запас»; «первый Спас — мокрый»; «с Первого Спаса — холодные росы»; «отцветают розы, падают холодные росы». Обычно к традиционным «спасовским» приметам относили и поведение птиц, причем наблюдать особенности птичьих повадок начинали еще за неделю до Спаса. В первую очередь, обращали внимание на поведение аистов: если к отлету они начинают готовиться за неделю до праздника, то зима наступит рано и будет строгой, зато весна будет теплая. Смотрели люди и на ласточек со стрижами. Считалось, что с Первого Спаса эти птицы уже начинают улетать на юг — и будут улетать в три очереди, «в три Спаса». Когда улетит последняя ласточка, тогда и наступит осень, ведь «ласточка весну начинает и осень накликает». На Первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети в этот день внимательно всматривались в небо и, увидев в нем ласточек, кричали: «Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы, где твои детки, где же твои сестрицы? Испей Спасовой водицы! Улетать — не улетай, до Спожинок доживай!» С Первого Спаса заканчивались летние хороводы и начинался Успенский двухнедельный пост.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *