Иоанн Креститель

Обычно день Ивана Постного в народе тесно связывали с осенью, по всем приметам начинающей вступать в свои права.

«Иван Постный осени отец крестный». «Иван Постный пришел, лето красное увел». «С Постного Ивана не выходит мужик без кафтана».

Обычно молодое бабье лето (до 11 сентября), а с 11 сентября начинается бабье лето, а закончится оно 22 сентября: 

С Иван-поста мужик осень встречает, а баба свое бабье лето начинает».

Один из самых почитаемых святых на Руси всегда считался Святой Пророк и Предтеча Христов — Иоанн Креститель.

День 11 сентября отмечен в православном календаре как день Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна.

В русском месяцеслове этот день известен под названием — Головосека, а также Ивана Полет-ка, Ивана Постного и Ивана Предтечи.

День мученической смерти Иоанна Крестителя принято проводить в строгом посте, этой традицией название «Иван Постный» и объясняется.

Обычай предптсывал – не нагреши. Мало того, что в течение этого дня бытовал запрет на употребление мяса и рыбы, но даже и разрезать, и уж тем более употреблять в пищу что-либо круглое (хотя бы отдаленно напоминающее человеческую голову), в этот день было категорически запрещено.

Нельзя было срезать мак или рубить капусту, так как считалось, что срубить в этот день капустный кочан — все равно что срубить человеку голову.

Нельзя было варить и потреблять борщ или щи из свежей капусты.

По легенде, отрубив Иоанну Крестителю голову, издевались над ней, катали по блюду. Поэтому в этот день не употребляли в пищу и картофель с яблоками, ведь «враги мученика, отсекши голову, катали ее, как картофель или яблоко».

Не решались есть овощи красного цвета и варить красные супы, например, ботвинью. Верили, что в противном случае в доме прольется чья-то кровь.

Старались не пользоваться круглыми блюдами.

В день Иоанна Предтечи даже нож брать в руки грешно, и уж тем более что-либо им резать. Ножом не пользовались и даже хлеб ломали руками.

Верили наши предки в то, что если кто-то нарушит этот запрет, возьмет в руки нож и порежет им что-нибудь (например, отрежет ломоть от хлеба), то на ноже покажется кровь, как знак укора.

Существовал и запрет на красное вино, и вообще на употребление алкоголя, ведь сам Иоанн вел праведную жизнь и никогда не употреблял «веселого зелья».

В то же время, говорили: «на Ивана Постного — хоть и пост, да разносол». В этот день было принято приглашать к себе родственников и обильно их угощать. И уж, конечно, не забывали одаривать нищих.

На стол ставили грибные или ягодные пироги, причем, хозяйки старались испечь их не круглой, а продолговатой формы. Также лакомились дарами леса и огорода: грибами, огурцами, ягодами, орехами, икрой из кабачков и баклажанов…

Собиравшись вместе, бурного веселья избегали — не пели и не плясали (по библейской легенде, именно танцами и пением падчерица царя Ирода Саломея выпросила у него согласие отрубить праведнику голову).

Христиане в день памяти Крестителя посещали церковь. Мучимые головными болями просили у Святого исцеления: на этот случай полагалась даже специальная молитва.

Обычно в день Ивана Постного грехом считалось не только взять в руки нож, но и любое острое орудие, будь то топор, коса, заступ или даже обычная игла.

В то же время работать в этот день не воспрещалось, главное, чтобы это не была работа, связанная с каким-нибудь из вышеперечисленных предметов.

Правил этих старались не нарушать, так как народное слово гласило, что нарушителей накажет сам Иоанн: отнимет руки-ноги, лишит языка, нашлет неурожай.

Категорически запрещалось в день Иоанна Крестителя мыть голову и расчесывать волосы.

День Ивана Постного в народе тесно связывали с осенью, по всем приметам начинающей вступать в свои права.

«Иван Постный осени отец крестный». «Иван Постный пришел, лето красное увел». «С Постного Ивана не выходит мужик без кафтана».

Обычно молодое бабье лето (до 11 сентября), а с 11 сентября начинается бабье лето, а закончится оно 22 сентября:

«С Иван-поста мужик осень встречает, а баба свое бабье лето начинает».

В народе про этот день говорили: «Иван Предтеча гонит птицу за море далече».

Конечно, первые перелетные птицы улетели в даль уже на Спасах, но основной, массовый отлет начинается именно на Иоанна Предтечу.

Считалось, что срок и змеям уходить в зимние норы, а потому в лес в этот день лучше не ходить. А если и придется побывать, то нужно быть очень осторожным.

Но в лес в этот день обычно никто и не ходил, только знахари да зельевары отправлялись собирать целебные коренья: «на Ивана Постного собирай коренья рослые». Собирали в этот день и ягоду, которая помогала от головной боли: калину, клюкву, бруснику. 

А еще с репищ (репных гряд) принято было убирать репу, поэтому в ряде мест этот день слыл «репным праздником». Первую вырванную репу приносили домой, клали под иконами, а затем готовили из нее какое-нибудь угощенье.

Этот день со времен царствования Екатерины II является днем молитвенного поминовения православных воинов, «за Веру и Отечество живот свой положивших».Он был установлен в 1769 году, когда Россия вела войну с Турцией и Польшей.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *