Воздвиженье

Интересно знать, что обычно Воздвиженье Креста (27 сентября). В народном сознании этот день прочно увязан с «движением» природы, окончательным переходом осени в зиму: «на Воздвиженье Солнце сдвигается». «Воздвиженье — хлеб с полей сдвинулся». «На Воздвиженье кафтан за шубой тянется». 27 сентября христианская церковь отмечает праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник относится к величайшим христианским праздникам.«Каждый христианин знает, что Крест — это символ любви, и что, где будет Крест, там и любовь. В Кресте, как в солнце свет, сосредоточилась вся любовь Бога к миру и к человеку… Во Христе смерть побеждена смертью, и в этом тайна Креста…». Таково слово Епископа Александра (Семенова-Тян-Шанского) в честь и по поводу великого, трагического, но поистине чудотворного события воздвижения Креста Господня. И совершилось это событие в 326 году по Рождестве Христовом.

Праздник всегда предполагал строгий пост. «Кто скороми (мясомолочного) на Воздвиженъев день чурается, тому семь грехов прощается». «Кто не постит Воздвиженью — Кресту Христову, на того семь грехов воздвигнутся»… В Воздвиженье считается, что Крест, коему поклоняешься, обладает еще большей защитной силой, чем обычно. «Подвинулся белый свет, уступил место сумеркам, но гонит тьму Божий Крест».

Также обычно проводили ритуальные действия.  Крестьяне выкладывали кресты из веток (как правило, рябиновых) в местах, которые особенно хотели уберечь от всякой нечистой силы, например, хлев или закрома. А вечером обязательно натапливали бани и парились в них, дабы изгнать из себя все темное.

Как и на новолетье, осуществляли опашку села, считали, что это поможет отогнать от селения Кумоху (лихорадку) и Коровью смерть. В день Воздвиженья не начинали никаких хозяйственных дел, считали, что ничем хорошим оно все равно не кончится. Продолжали начатую еще на Федорин день заготовку капусты на зиму. В Воздвиженские дни капуста считалась именинницей, первой барыней в огороде. «Ни один рот без капусты не живет». «Хлеб да капуста лихого не попустят». «Капуста не пуста, сама летит в уста». «На Воздвиженье первая баба — капустница». «Смекай баба про капусту, Воздвиженье пришло». «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца». «Без хлеба мужик сыт не будет, без капусты щи не живут». Всех зашедших в гости угощали в этот день пирогами с капустой. «У доброго мужика на Воздвиженъев день и пирог с капустой». В деревнях на Воздвиженье крестьяне варили пиво.

Интересно, что в народном сознании обычно этот день прочно увязан с «движением» природы, окончательным переходом осени в зиму. «На Воздвиженье Солнце сдвигается». «Воздвиженье — хлеб с полей сдвинулся». «На Воздвиженье кафтан за шубой тянется». «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает». «На Воздвиженье земля с лета на зиму сдвинулась». «С Воздвиженья осень к зиме все быстрее движется». «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет». «На Воздвиженье тепло сдвинется, а холода надвинутся». «На Воздвиженье последняя копна с поля движется, и последний воз на гумно торопится». «Кафтан с шубой сдвинется, последний воз с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся».

Интересно знать и то, что обычно звери, птицы, насекомые и различные гады в этот период практически исчезали, природа будто пустела. Народ же всему этому находил свои объяснения. Везде бытовали свои легенды. Змеи и птицы уходят в неведомую, но прекрасную страну Ирий. Считалось, что первой улетает, а последней возвращается оттуда — кукушка, поэтому ее называют «ключницей Ирия». Леший устраивает смотрины зверям и птицам, чтобы проверить, насколько они готовы к долгой зимовке. Людям в лес в этот день лучше не ходить — чтобы лешему не мешать.

Интересно знать и то, что змеи, не успевшие уползти под землю на Артамонов день, двинутся туда обычно в Воздвиженье. Это поверье, кстати, породило обычай хорошенько запирать на Воздвиженье все двери и калитки, так как люди боялись, что змеи могут попасть к ним в дом или заползти во двор и спрятаться под соломой. Не решались в этот день ходить в лес не только из-за проказ лешего: верили и опасались, что змеи, а вместе с ними и все нечистые духи, проваливаются под землю, а значит, можно ненароком провалиться вместе с ними. Несмотря на строгие запреты, находились смельчаки, которые-таки отправлялись в лес. Дело в том, что существовало поверье, будто именно в этот день можно завладеть рожками змеиного царя, которые якобы обладают огромной волшебной силой.

Обычно с завершением Третьих Осенин, крестьяне начинали готовиться к зиме — доделывали летние и осенние работы. Крестьяне говорили: «коли все готово, то смело жди Покрова», ведь именно Покров в былые времена заканчивал сельскохозяйственный год и подводил итоги труда земледельца за этот период. «И зима не зима, коль в достатке корма». «Не обездоль корову едой, будет удой». «Сытый теленок — в росте, а голодный — кожа да кости».

 

Воздвиженье: 2 комментария

  1. Дарья

    «на Воздвиженье Солнце сдвигается». «Воздвиженье — хлеб с полей сдвинулся». «На Воздвиженье кафтан за шубой тянется». На сколько мудро и точно все подмечено наблюдательными людьми и природой. Нужно только все это приумножить и сохранить. Спасибо и удачи.

    1. admin Автор записи

      Да Дарья Вы правы. В народном календаре и в народном сознании этот день прочно увязан с «движением» природы, окончательным переходом осени в зиму. И это очень точно подмечено в высказываниях: «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает». «На Воздвиженье земля с лета на зиму сдвинулась». «С Воздвиженья осень к зиме все быстрее движется». «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет». «На Воздвиженье тепло сдвинется, а холода надвинутся». «На Воздвиженье последняя копна с поля движется, и последний воз на гумно торопится».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *